Датчик положения распредвала — проверка и неисправности дпрв

Довольно часто в автомобиле появляются какие-либо неисправности. В зависимости от того, какая именно система машины отказала, будет решаться вопрос с починкой. Но бывают такие ситуации, когда поломка есть и это заметно по многим серьезным признакам, но какая именно определить сложно.

Датчик положения распредвала - проверка и неисправности ДПРВ

К примеру, у многих бывала ситуация, когда на полном газу по трассе резко отключался двигатель. В данном случае не каждый определит проблему с первого раза, кроме тех, кто уже встречался с неисправностью датчика положения распредвала.

  • Датчик положения распредвала - проверка и неисправности ДПРВ
  • В нашей статье мы рассмотрим, что это за деталь и когда она требует починки или замены.
  • Датчик положения распредвала - проверка и неисправности ДПРВ

Определение датчика положения распредвала

Итак, рассмотрим, как найти и проверить датчик положения распредвала. Большинство водителей прекрасно знают, как устроен двигатель их автомобиля. Он имеет головку блока цилиндров, где поршни приводят систему в движение.

Датчик положения распредвала - проверка и неисправности ДПРВДатчик положения распредвала - проверка и неисправности ДПРВДатчик положения распредвала - проверка и неисправности ДПРВДатчик положения распредвала - проверка и неисправности ДПРВДатчик положения распредвала - проверка и неисправности ДПРВДатчик положения распредвала - проверка и неисправности ДПРВДатчик положения распредвала - проверка и неисправности ДПРВ

Так вот, распределительный вал находится именно в головке блока цилиндров. Валов обычно один или два в системе, все зависит от количества цилиндров.

  1. На каждом вале распределения находятся специальные «лепестки», которые обеспечивают впуск-выпуск топлива.

Движение поршней в блоке создает сигнал, который через ремни и коленчатый вал поступают на распредвал. Это помогает передать компьютеру автомобиля данные о движении топлива.

Также здесь контролируется, как именно движутся поршни и в случае возникновения такта информация о номере цилиндра передается в компьютер.

  • Получается, что за счет распределительного вала определяется расход топлива и при его помощи можно регулировать этот процесс.

Иногда возникает вопрос, какие существуют датчики положения распредвала. Есть два типа датчиков положения распредвала — магнитный и с эффектом Холла.

Первый самостоятельно создает в себе переменный ток и тем самым удачно передает показания на бортовой компьютер. Второй пользуется внешним питанием для этого.

Соответственно, магнитные модели имеют два проводка, а на эффекте Холла — три. В каждом авто можно устанавливать различное количество приборов, иногда даже оба вида.

Как определить поломку

  1. Для того, чтобы понять, что в системе имеет место поломка именно датчика положения распредвала, нужно понимать, как это определить.

  2. Вот несколько признаков, которые указывают на данный характер неисправности:

Часто при неисправности данной запасной части заедает коробка передач.

Одна передача может заблокироваться и не давать возможности к переключению до момента заглушки мотора. После включения все снова нормально, но до определенного периода.

При резком отказе или плохой работе датчика часто замечается, что авто теряет скорость во время движения. Езда получается урывистой, как при движении по неровной дороге. Это может говорить о неисправности датчика положения распредвала в ВАЗе и других авто.

Кроме потери скорости в движении авто в целом теряет мощность и не дает разгон свыше определенного барьера.

  • Как говорилось выше, авто может резко глохнуть и не удается некоторое время после этого завести двигатель.

Могут наблюдаться симптоматичные показатели: холостое зажигание, старт с толчками, урывистое движение и многое другое.

  1. Если замечены такие трудности, то стоит подыскивать, где купить датчик положения распредвала.

В некоторых моделях автомобилей отказ датчика распредвала приводит к более серьезным проблемам. Может совершенно пропасть искра при зажигании, что не даст мотору заводиться.

Где найти датчик в авто

Не секрет, что для начинающих водителей иногда трудно отыскать в автомобиле ту или иную деталь. А определить, где находится датчик положения распредвала порой еще труднее, так как мест дислокации у него несколько.

Как уже понятно из вышеуказанной информации, датчик находится в районе головки блока цилиндров. Именно по этой причине следует осмотреть область вокруг головки.

  • Кроме того, иногда расположение датчика может быть где-то ближе к задней головке блока цилиндров.

Некоторые модели автомобилей имеют особенность в наличии специальной области, так называемого «кармашка» под капотом.

В общем, как уже понятно, расположение данного устройства зависит исключительно от марки автомобиля. Именно поэтому искать место его прикрепления лучше вместе с инструкцией по эксплуатации.

Фото датчика положения распредвала

Пожалуйста, сделайте репост;)

Источник: https://avtoadvice.ru/ne-rabotaet-datchik-polozheniya-raspredvala/

Симптомы неисправности датчика распредвала

Датчик распредвала относится к основным элементам системы управления двигателя. В случае его неисправности двигатель работает некорректно. Блок управления двигателя в большинстве моделей агрегатов глушит его.

В водительской практике важно вовремя определить возможные симптомы неисправности датчика, знать методы контроля его работоспособности, место установки, способы замены.

Датчик положения распредвала - проверка и неисправности ДПРВ

Назначение датчика распредвала

Датчик формирует импульсы, соответствующие угловому перемещению распредвала. Данный сигнал необходим для:

  • синхронизации углового положения распредвала и коленвала для корректной работы газораспределительной системы;
  • управления остановкой двигателя в случае обрыва ремня ГРМ, критического нарушения угла зажигания;
  • контроля величины угла зажигания двигателя;
  • управления системой зажигания.

В случае неисправности датчика большинство систем управления двигателем блокирует его запуск и работу. Однако так происходит не всегда. В некоторых моделях двигателей, если нарушена синхронизация распредвала и коленвала, и двигатель не запускается, наоборот, можно отключить разъем датчика распредвала, чтобы запустить силовой агрегат.

Принцип работы датчика, причины неисправности

В автомобилях, выпускавшихся в 80-90-х годах прошлого века, использовались датчики, основанные на эффекте Холла. Такие датчики высокоэффективны.

Эффект Холла основан на изменении разности потенциалов полупроводникового элемента в изменяющемся магнитном поле.

В процессе эксплуатации в результате воздействия климатических условий, естественных физических процессов свойства полупроводникового элемента изменяются, датчик со временем выходит из строя.

Японские производители одно время использовали оптоэлектронные датчики. В качестве сенсора использовалась оптопара (светодиод-фотодиод). Такие датчики также были недостаточно надежны, отличались высокой стоимостью.

Датчик положения распредвала - проверка и неисправности ДПРВ

Наибольшее распространение с 90-х годов прошлого века получили электромагнитные датчики. По-существу, они представляют катушку индуктивности, расположенную на магнитном сердечнике.

Теоретически такой датчик может иметь бесконечный срок эксплуатации. Он представляет проводник, намотанный на катушку, внутрь которой помещен магнитный сердечник. Для изготовления датчика используется очень тонкий медный проводник в лаковой изоляции. Толщина такого провода менее 0,05 мм, количество витков более тысячи.

В процессе эксплуатации датчик, расположенный на двигателе, нагревается-охлаждается, к проводнику может через микротрещины подобраться влага, начаться процессы коррозии, разрушения лаковой изоляции. Все это способствует поломке датчика.

Также возможно механическое разрушение датчика при его смещении. Попадание металлической стружки на рабочую зону, эмульсии уменьшает чувствительность датчика. В большинстве современных датчиков распредвала встроены усилители/преобразователи сигнала в цифровую форму. Они также могут выйти из строя.

Где находится датчик распредвала

Датчик распредвала найти несложно. Как правило, они размещены в непосредственной близости от распредвала, его шкива, ремня или цепи ГРМ. Место расположения находится в верхней части традиционного ДВС. Датчик обычно соединен при помощи трехконтактного разъема.

Датчик положения распредвала - проверка и неисправности ДПРВ

Если в двигателе два распредвала, тогда может быть установлено два датчика, по одному на каждый.

Проверка работоспособности датчика

Наиболее простой способ проверки датчика – компьютерная диагностика. Однако не всегда ошибка, указывающая на датчик распредвала, свидетельствует о его неисправности.

Возможно, есть нарушения в цепи питания и сигнала, плохие контакты разъема. Часто отсутствие сигнала с датчика являются следствием обрыва ремня ГРМ. В случае обнаружения ошибки, связанной с датчиком распредвала, необходимо его проверить параметрическим методом.

Датчик положения распредвала - проверка и неисправности ДПРВ

Если в датчик не встроен усилитель-преобразователь, проверить электромагнитный датчик можно при помощи мультиметра в режиме измерения сопротивления. В исправном датчике сопротивление обмотки находится в пределах от 100 до 20.000 Ом.

У такого метода есть недостаток: ели в датчике имеются короткозамкнутые витки, его эффективность (добротность падает). Датчик работать не будет, хотя сопротивление может быть в пределах нормы. На СТО для проверки используют осциллограф.

Если в датчике находится усилитель-преобразователь (на него подается питание), тогда для проверки обязательно используется светодиодный пробник или осциллограф.

Датчик положения распредвала - проверка и неисправности ДПРВ

В некоторых моделях авто датчики коленвала и распредвала полностью идентичны. Как вариант, в таком случае их можно «перекинуть». Если ошибка также «перекинется», тогда действительно неисправен этот датчик.

Симптомы, которые могут предшествовать неисправности датчика

В процессе эксплуатации автомобиля поломке датчика  могут предшествовать следующие симптомы:

  • нестабильный запуск двигателя в сырую погоду;
  • провалы зажигания при наезде в процессе движения на лужу;
  • остановка двигателя после прогревания, после охлаждения двигатель без проблем заводится вновь.

Признаки неисправности

Помимо признаков, перечисленных выше, возможны дополнительные:

  • нестабильные обороты двигателя, его «колбасит»;
  • полное отсутствие синхронизации двигателя, идут «прострелы» зажигания;
  • отказ запуска двигателя;
  • изменение характера выхлопных газов;
  • потеря мощности двигателя;
  • троение двигателя.

Не всегда эти признаки указывают только на датчик распредвала. Возможно, сбит угол зажигания, перескочил ремень ГРМ, неисправен датчик коленвала (они работают в паре).

Замена датчика

Замена неисправного датчика обычно не вызывает проблем. Он установлен на одном (редко – двух) болтах.

Датчик положения распредвала - проверка и неисправности ДПРВ

Снять и поменять датчик можно своими руками. Для демонтажа и установки требуется только ключ на 10. Обычно датчик находится в доступном месте.

Во время приобретения нового датчика следует взять с собой неисправный датчик. Он требуется для сверки посадочной глубины датчика. Она должна точно соответствовать, чтобы новый датчик не заломать при первом же старте.

При покупке китайского датчика есть вероятность попасть на «пустышку», поэтому не лишним взять с собой при покупке мультиметр. Установленный на пару минут датчик никакой продавец заменять не будет.

Источник: https://zapchasti.expert/datchiki/datchik-raspredvala/neispravnosti-datchika-raspredvala.html

Проверка датчика распредвала мультиметром

Иногда может произойти так, что во время езды двигатель внезапно выключается. Одной из причин, приведших к этому может стать поломка датчика распредвала.

При этом ухудшается качество рулевого управления, снижается эффективность тормозной системы. В такой ситуации остается свернуть на обочину и затормозить.

Однако те, кто контролировал исправность этого датчика, могут избежать
возникновения такой ситуации.

Что такое датчик положения распределительного вала

В цилиндрах двигателей происходит сгорание топлива, в результате которого возникает сила, которая вращает коленчатый вал. Большинство современных двигателей являются четырехтактными.

На протяжении цикла работы в строго определенные моменты времени открываются впускные или выпускные клапаны.

Читайте также:  Ford galaxy i (1995–2006) : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка

Через первые внутрь цилиндра поступает топливо, посредством вторых выпускается отработанная смесь.

Датчик положения распредвала - проверка и неисправности ДПРВ Поскольку одновременно работают четыре цилиндра, их рабочие такты чередуются. При этом необходимо, чтобы в каждом из них впускные и выпускные клапаны открывались именно тогда, когда необходимо.

В двигателе эта задача выполняется на основе вращения распределительного вала. Он синхронизирован с коленчатым при помощи передаточного ремня.

На нем имеются утолщения, направленные в определенную сторону. При повороте распредвала с их помощью оказывается давление на клапан и он проходит немного внутрь, открывая отверстие.

Когда утолщение проворачивается клапан становится обратно, закрывая его.

Важно заметить, что с движением распредвала синхронизируется не только открытие и закрытие клапанов, но и подача искры зажигания в нужный момент. Для того, чтобы его определить, необходимо, чтобы электронный блок управления получил данные от рассматриваемого датчика и дал команду подать искру зажигания.

Выше была описана работа бензинового двигателя. В дизельном вместо подачи искры производится впрыскивание топлива, которое загорается при сильном сжатии. В таком случае датчик определяет время для впрыскивания.

Обычно для впускного и выпускного клапанов применяются отдельные распределительные валы.

Назначение датчика положения распредвала

Этот датчик подает сигнал в управляющий блок в тот момент, когда в цилиндре происходит предельное сжатие смеси воздуха и топлива. После возгорания начинается рабочая фаза.

Для определения
указанного момента для каждого из четырех цилиндров предназначен датчик положения распределительного вала.

С его помощью устройство управления может узнавать о том, что вал повернулся на определенный угол, который соответствует началу рабочей фазы.

Используемые типы датчиков

Применяются следующие типы устройств:

  • магнитного типа;
  • действующий на основе применения эффекта Холла.

Важно заметить, что их тип и количество зависят от марки машины. На некоторых из них могут применяться большее количество таких устройств. На некоторых автомобилях может присутствовать больше одного распредвала, причем для каждого из них необходим такой датчик. Проверять необходимо все его экземпляры.

В некоторых автомобилях применяется система, предназначенная для управления фазами работы цилиндров двигателя. При этом контролируются:

  • Время для открытия или закрытия клапанов.
  • Длительность периода, в течение которого клапаны открыты.
  • Насколько сильно они сдвигаются при этом.

В этом случае показания датчика используются для применения этой системы управления.

Принцип работы датчика положения распредвала

Датчик Холла действует следующим образом. Он основывается на том, магнитное поле при изменении своих характеристик влияет на движение электронов. В его работе используется прохождение тока через транзистор.

Для этого на распределительном валу находится зуб (его называют репером), который при вращении влияет на магнитное поле датчика. Резкое изменение напряжения в этот момент является сигналом, который отсылается в электронный блок управления.

Датчик положения распредвала - проверка и неисправности ДПРВ

На распределительном валу устанавливается специальный задающий диск. Там обычно располагаются несколько зубьев для подачи сигналов, относящихся к различным рабочим цилиндрам.

Расположение выступов на диске нужно не только для определения нужного момента времени, но и для того, чтобы электронный блок управления мог определить, к какому именно цилиндру относится данный сигнал.

Один из вариантов реализации состоит в том, что на диске размещают 7 зубьев, делая один пропуск.

Для присоединения магнитного датчика используется два провода. Здесь устройством переменный ток. Внутренняя часть представляет собой катушку в виде проводов намотанных на магнитный сердечник.

Признаки выхода из строя ДПРВ

Рано или поздно нужно ожидать того, что устройство износится. Это приведет к его поломке. Поэтому важно знать, как проверить датчик распредвала.

Наиболее частой причиной этого является неисправность обмотки или элемента, на котором она установлена.

Другие возможные причины:

  • повреждение разметочного диска, установленного на распределительном валу;
  • неисправность разъема;
  • нарушение работы внутренней цепи устройства.

Вот что происходит при нарушении его работы:

  1. Одним из признаков может быть блокировка работы мотора на одной из передач. Перейти с нее при непрерывно работающем двигателе никак не получается. Однако при полном выключении и дальнейшем включении двигателя проблема на некоторое время перестает появляться.
  2. В других случаях поломка приводит к тому, что движение автомобиля происходит в виде рывков. Одновременно при этом теряется скорость.
  3. Двигатель может начать периодически глохнуть.
  4. Нужно отметить, что в машине наряду с датчиком положения распределительного вала предусмотрен аналогичный для коленчатого вала. При поломке рассматриваемого устройства автомобиль иногда может использовать датчик коленчатого вала. При этом возможно проведение запуска двигателя.
  5. Иногда неисправность выражается в появлении осечек при зажигании.
  6. При разгоне машины чувствуются толчки.
  7. В процессе выхлопа явно слышны хлопки.
  8. Иногда искра при зажигании исчезает полностью. Обычно в результате этого наступает невозможность провести запуск двигателя.

В автомобиле, оснащенном встроенной системой диагностики при поломке датчика на дисплей будет подан сигнал Check Engine. При этом в электронной памяти будет зафиксирован конкретный код ошибки.
Датчик положения распредвала - проверка и неисправности ДПРВ

Проверка тестером на исправность

В данной ситуации эффективной мерой будет проведение полной диагностике двигателя автомобиля. Для этой цели к диагностическому разъему потребуется подсоединить специальное оборудование для проведения проверки. С этого начинается проверка датчика положения распредвала.

Код, который определяется, выдается в виде: «PNNNN CMP». Здесь NNNN означает цифровой код, при помощи которого возможно провести идентификацию ошибки. Таким образом возможно получить следующую информацию:

  • сообщение 0340 говорит о полном отсутствии сигнала, получаемого от датчика;
  • код 0341 сигнализирует о неправильной фазе газораспределения;
  • в случае поступления 0342 речь идет о слишком низком уровне получаемого от этого устройства сигнале;
  • при 0343 наоборот — он выше, чем должен быть;
  • если ошибка соответствует 0344, то это признак того, что получаемый сигнал будет с перебоями.

Согласно полученному коду можно предпринять соответствующие действия по ремонту.

Как проверить датчик положения распредвала мультиметром

При проведении проверки необходимо учитывать, что расположение датчика может быть различным, в зависимости от марки транспортного средства. В большинстве случаев это устройство можно разыскать рядом с головкой блока цилиндров двигателя.

Датчик положения распредвала - проверка и неисправности ДПРВ

Для осмотра датчик откручивают и снимают фишку

Схема проверки

Важно понимать, что наличие диагностического сообщения о поломке датчика может означать, что неисправен не он, а: разъем, соединительные провода, работающие с ним устройства.

Вот как можно проверить датчик распредвала мультиметром:

  1. Нужно найти этот датчик и отсоединить его. Сначала необходимо произвести осмотр на предмет обнаружения повреждений или ржавчины. Важно убедиться, что на проводах отсутствуют следы расплавления или обрывы.
  2. Необходимо убедиться, что провода не прикасаются ни к свечам, ни к катушкам зажигания. В этом случае могут возникать помехи, заглушающие сигнал датчика.
  3. Необходимо для проверки использовать мультиметр. С его помощью проверяют сигнал на проводах, подсоединенных к датчику. Если он магнитный, то измерять придется переменное напряжение.
  4. Нужно попросить другого человека повернуть зажигание и не производить при этом запуска двигателя. Один из проводов тестера соединяют с «землей», другие — с проводом датчика. Если нет напряжения, то имеет место полная неисправность этого компонента.
  5. Далее проводят запуск двигателя и соединяют провода мультиметра с проводами датчика. Параметры должны соответствовать данным, указанным в техническом руководстве транспортного средства.

Для трех проводного датчика проверка делается аналогичным образом. Однако нужно будет проверить напряжение между каждой парой проводов из трех.

Источник: https://1autoguide.ru/datciki-upravleniya/proverka-datchika-raspredvala-multimetrom

Датчик положения распредвала: расположение, неисправности и проверка

Проблемы в работе ДПРВ могут серьёзно угрожать безопасности водителя и пассажиров. Представьте ситуацию: вы едете в плотном потоке крупного города, и вдруг двигатель резко теряет мощность, что приводит к значительному снижению скорости движения вашего автомобиля. Очень часто всё заканчивается ДТП, поскольку едущий сзади водитель попросту не успевает среагировать.

Ещё один вариант – во время движения двигатель глохнет, отключается гидроусилитель руля, из-за чего вы не можете вписаться в резкий поворот. Ситуация печальная и такое действительно происходит. В иных ситуациях вы просто выходите из дома, чтобы отправиться на работу, а двигатель вообще не запускается.

В этой статье будут рассмотрены основные признаки неисправности ДПРВ. Также вы узнаете, где расположен датчик распредвала, и как проверить его самостоятельно. Но для начала попробуем разобраться в том, для чего он вообще нужен.

Что такое ДПРВ (датчик положения распределительного вала)?

Головка блока цилиндров силового агрегата содержит 1-2 распределительных вала. Они оснащены специальными лопастями, отвечающими за управление впускными и выпускными клапанами. Также в блоке установлен коленчатый вал, который приводит в движение распредвал посредством шестерней, ремня привода газораспределительного механизма (ГРМ) или цепи ГРМ.

Датчик положения распредвала - проверка и неисправности ДПРВ

Для определения рабочего цилиндра ЭБУ двигателя анализирует положение поворота распредвала по отношению к текущей позиции коленвала. Именно эту информацию сообщает ДПРВ.

Блок управления использует полученные данные для коррекции работы топливных форсунок и искрообразования.

А это значит, что от работоспособности датчика распредвала зависит экономия топлива, эффективность работы мотора и уровень вредных выбросов.

Сегодня автомобили оснащаются ДПРВ двух разновидностей – электромагнитные (индуктивные) и датчики Холла. Датчики применяются для передачи сигнала на блок управления ДВС.

Индуктивный датчик вырабатывает сигнал переменного тока, его легко идентифицировать по двум проводам. А вот датчику Холла для создания сигнала необходимо дополнительное питание, поэтому к нему идёт ещё один провод (всего три).

Важно! Датчик положения распредвала функционирует в гармонии с датчиком положения коленвала.

Проблемы, которые может создать неисправный датчик распредвала

Неисправности ДПРВ могут привести к появлению различных проблем. Всё зависит от конкретного автомобиля и поломки самого датчика. Наиболее часто автомобилисты упоминают следующие признаки неисправности датчика распредвала:

  • Блокировка трансмисии на одной скорости. Для снятия блокировки приходится глушить и снова запускать двигатель. Явление может проявляться через определенные промежутки времени.
  • Существенное снижение мощности двигателя. К примеру, часто автомобиль невозможно разогнать выше 55-60 км/ч.
  • Двигатель может внезапно заглохнуть.
  • Если сбои ДПРВ начинаются на ходу, автомобиль может дергаться, при этом мощность двигателя заметно падает.
  • Пропуски зажигания, затрудненный запуск или захлебывание двигателя, плохая динамика.
  • Иногда вышедший из строя датчик положения распределительного вала попросту блокирует образование искры, поэтому машину вообще не удается завести.

Что приводит к сбоям в работе ДПРВ

Как и любой элемент автомобиля, датчик распредвала в определенный момент перестаёт работать. Например, это происходит в результате износа внутренней части или провода.

В зависимости от типа используемого датчика различаются и проблемы в работе двигателя.

Читайте также:  Прогрев двигателя зимой – как это делать

Как только «мозги» автомобиля обнаружат сбой в работе ДПРВ, на панели приборов загорится значок Check Engine, а в памяти блока управления сохранится диагностический код неисправности. Это упростит поиск проблемы в дальнейшем.

Датчик положения распредвала - проверка и неисправности ДПРВ

Ошибки датчика распредвала (коды)

P0340 Отсутствует сигнал с датчика распредвала (обрыв цепи)
P0341 Недопустимое значение сигнала ДПРВ
P0342 Низкий уровень сигнала на входе цепи ДПРВ
P0343 Высокий уровень сигнала на входе цепи ДПРВ
P0344 Неустойчивый сигнал ДПРВ

Расположение ДПРВ

Расположение датчика положения распределительного вала зависит от конкретного двигателя. Как правило, он находится где-то в области головки блока цилиндров.

Необходимо осмотреть верхнюю часть цепи или ремня привода ГРМ либо обратить внимание на заднюю часть ГБЦ. Некоторые производители «прячут» ДПРВ в специальных отсеках.

Иногда силовой агрегат автомобиля может быть оснащен не одним, а несколькими датчиками.

Датчик положения распредвала - проверка и неисправности ДПРВ

Если визуальный осмотр не принёс никаких результатов, советуем изучить инструкцию по эксплуатации вашего автомобиля. Если печатного издания под рукой нет, поищите информацию о расположении датчика распредвала через интернет.

Устранение неполадок ДПРВ

Если на панели уже загорелся индикатор Check Engine (он может светиться не постоянно, а появляться периодически), необходимо просто считать код неисправности с помощью диагностического устройства. Если у вас нет такого прибора и купить его невозможно, необходимо обратиться к специалистам.

После получения точного кода неисправности и его расшифровки, мы рекомендуем выполнить несколько несложных тестов. Не всегда наличие одного из перечисленных выше кодов неисправности ДПРВ свидетельствуют о том, что датчик обязательно подлежит замене. Иногда источником проблемы является повреждение проводки, разъема и т.д. Такие неполадки вполне реально устранить своими силами.

Но для проверки работоспособности самого датчика положения распредвала необходимо выполнить несколько действий. Конечно, сигнал сложно проверить, не имея специального оборудования. Но базовую информацию предоставит проверка датчика распредвала мультиметром.

Сначала визуально проверьте, в каком состоянии находится разъем датчика и провода, которые к нему идут. Убедитесь в том, что там нет грязи, масла или ржавчины, которые могут создавать перебои.

Проверьте провода на отсутствие повреждений. Иногда проблемы создают переломанные провода, плохие контакты или дефекты изоляционного слоя, вызванные воздействием повышенных температур.

Провода ДПРВ не должны контактировать с высоковольтными проводами системы зажигания.

После этого берём в руки цифровой мультиметр, он «умеет» проверять значение переменного и постоянного тока (AC и DC, соответственно). Но вам заранее необходимо получить информацию о том, какими должны быть эти показатели для используемого на вашем авто датчика.

В некоторых датчиках разъемы устроены так, что вы можете подключить к ним дополнительные провода для считывания данных мультиметром.

Если это невозможно, попробуйте отключить разъем ДПРВ и подключить тонкие медные провода к каждой клемме разъема. После этого установите разъем на место, чтобы из его корпуса торчали два провода.

Ещё один вариант – пробить каждый из проводов иглой или булавкой (делайте всё аккуратно, чтобы не замкнуть провода!). После такой диагностики поврежденные участки изоляции следует хорошо замотать изолентой, чтобы внутрь не попадала влага.

Проверка двухпроводного датчика положения распредвала:

  • Если в авто используется электромагнитный ДПРВ, переведите мультиметр в режим AC.
  • Другой человек должен включить зажигание, провернув ключ в замке, не запуская при этом двигатель.
  • В цепи должно появиться напряжение. Один из щупов мультиметра соедините с «землей» (любой металлический компонент двигателя), а второй по очереди подключайте к проводам датчика распредвала. Отсутствие тока на всех проводах свидетельствует о проблеме в проводке, которая идёт к датчику.
  • Попросите человека в машине запустить двигатель.
  • Прикоснитесь одним щупом мультиметра к одному проводу разъема ДПРВ, а вторым – к другому. На экране прибора появятся значения, которые следует сравнить с рабочими показаниями, приведенными в инструкции по эксплуатации авто. Как правило, показатели на экране меняются в пределах 0,3-1 вольта.
  • Отсутствие сигнала свидетельствует о неисправности датчика распредвала.

Проверка трехпроводного ДПРВ:

  • Идентифицируйте провод питания, «земли» и сигнальный провод (воспользуйтесь инструкцией по ремонту), после чего проверьте целостность проводки, которая идет к датчику. Мультиметр надо перевести в режим DC.
  • Другой человек должен включить зажигание, не запуская мотор.
  • Черный щуп мультиметра соединяем с «землей» (любая металлическая деталь двигателя), а красный – с проводом питания ДПРВ. Полученные результаты следует сравнить с данными с инструкции по эксплуатации.
  • Помощник должен запустить двигатель.
  • Дотроньтесь красным щупом мультиметра к сигнальному проводу ДПРВ, а черный щуп соедините с проводом заземления. В случае неисправности датчика напряжение будет ниже заявленного в руководстве по ремонту. Иногда мультиметр вообще ничего не показывает, что также свидетельствует о выходе из строя датчика.
  • Снимите ДПРВ и проверьте элемент на наличие механических повреждений или загрязнений.

Ниже опубликовано видео, которое наглядно демонстрирует, как вы можете проводить такие испытания. В некоторых случаях электрическая цепь исправна, датчик во время тестов также выдает правильные показания.

Возникает вопрос о том, почему же появляются ошибки и проблемы в работе двигателя? Иногда причины связаны с другими компонентами двигателя. Ошибки могут появляться из-за ослабленного ремня ГРМ или неисправности его натяжителя. Из-за этого ДПРВ будет передавать неправильный сигнал.

Тестирование датчика положения распределительного вала

Стоимость и замена датчика распредвала

Если результаты тестов окончательно убедили вас в том, что ДПРВ неисправен, его необходимо заменить. На многих автомобилях поменять датчик очень просто. Всё сводится к отключению электрического разъема, откручиванию лишь одного крепёжного болта, вытаскиванию старого и установке нового датчика.

На других авто приходится попутно снимать несколько компонентов двигателя, иначе получить доступ к датчику не удастся. Для оценки возможности самостоятельной замены ДПРВ мы советуем изучить соответствующий пункт руководства по ремонту конкретного автомобиля.

Стоимость датчика распредвала обычно составляет в пределах 30-100 долларов.

Итоги

В начале статьи мы упоминали неприятные последствия, к которым может привести поломка ДПРВ. Если вы обнаружили хотя бы один из признаков неисправностей датчика положения распределительного вала, советуем как можно быстрее диагностировать проблему.

В противном случае вы можете просто встать посреди дороги. Начните со считывания кодов неисправностей, хранящихся в памяти ЭБУ и, при необходимости, проверьте сам датчик. Теперь вы уже знаете, как это делать с помощью обычного цифрового мультиметра.

Очень часто решить проблему можно своими руками, не расходуя лишних денег на диагностику и замену.

Источник: https://autofakty.com/datchik-polozheniya-raspredvala-raspolozhenie-neispravnosti-proverka/

За что отвечает датчик распредвала и его самостоятельная проверка

Датчик положения распределительного вала (ДПРВ) служит для того, чтобы определять угловые положения ГРМ по отношению к положению коленвала. Сигналы от указанного датчика подаются на ЭБУ двигателем, который осуществляет коррекцию топливного впрыска и зажигания. Также ДПРВ работает в связке с датчиком частоты вращения коленвала.

Сбои в работе датчика на бензиновых агрегатах, которые проявляются в отсутствии импульса на блок управления, зачастую не позволяют завести двигатель автомобиля. В дизельных моторах запуск может быть осложнен, но возможен. Дизельный двигатель будет работать и даже повторно заводиться после остановки, так как ЭБУ параллельно получает импульсы от датчика частоты вращения коленвала.

Рекомендуем также прочитать статью об устройстве датчика Холла. Из этой статьи вы узнаете о конструкции, принципах работы устройств и их применении на автомобилях.

Назначение датчика положения распредвала

Основой датчика для определения положения распределительного вала выступает эффект Холла. По этой причине ДПРВ также называется датчиком Холла. Изменение магнитного поля в таком датчике осуществляется в тот момент, когда происходит замыкание магнитного зазора.

Указанный зазор замыкается при помощи специального стального зубца. Такой зубец (репер) может быть расположен на зубчатом колесе распредевала. Еще одним местом расположения данного элемента выступает задающий диск, который крепится на валу.

Когда зуб проходит рядом с датчиком положения распредвала, в датчике появляется напряжение и формируется сигнал. Указанный сигнал поступает в ЭБУ.

Чем быстрее или медленнее вращается распредвал, тем большей или меньшей оказывается частота импульсов от датчика за определенный временной отрезок. Блок управления берет за основу эти сигналы, определяя положение поршня в первом цилиндре.

Под таким положением следует понимать нахождение поршня в ВМТ (верхняя мертвая точка в конце такта сжатия). Данное решение позволяет обеспечить своевременный топливный впрыск и последующее образование искры свечой зажигания для воспламенения рабочей смеси.

Моторы с системой изменяемых фаз газораспределения могут быть оборудованы датчиками Холла как на распредвале впускных клапанов, так и на выпуске. В этом случае ДПРВ управляют указанной системой.

Датчик распредвала на дизельном двигателе

На дизельном двигателе датчик положения распределительного вала работает иначе сравнительно с бензиновым аналогом. Импульсы от датчика фиксируют положение поршня в ВМТ не в 1-ом цилиндре, а во всех.

Подобное решение позволяет добиться максимально точного определения положения распредвала по отношению к коленвалу.

В дизеле ДПРВ отвечает за эффективность запуска и стабильность работы силового агрегата данного типа на разных режимах эксплуатации.

В дизеле определенные изменения конструкции присутствуют на задающем диске. Зубья на указанном элементе выполнены для каждого цилиндра ДВС и устанавливаются на определенном расстоянии. В качестве примера рассмотрим дизельный двигатель, который имеет 4 цилиндра.

В таком моторе задающий диск имеет 7 зубьев (4 зуба основные, расположены под углом в 90 градусов по отношению друг к другу). Также имеются дополнительные 3 зуба, позволяющие идентифицировать цилиндры по отдельности.

Эти зубья расположены на определенном удалении от основных, чтобы точно определить положения поршня в каждом отдельно взятом цилиндре.

Самостоятельная проверка

Распространенной неисправностью ДВС с электронным впрыском являются сбои в работе датчикаположения распределительного вала. В списке признаков, указывающих на проблемы с датчиком, отмечают:

  • затрудненный пуск;
  • неустойчивую работу двигателя;
  • двигатель трясется, работает перебоями;
  • возможно загорание «check» на панели приборов;
  1. Первым шагом становится обнаружение посадочного гнезда ДПРВ, который устанавливается в области ГБЦ. В месте установки необходимо найти специальное уплотнительное кольцо. Указанное кольцо необходимо осмотреть, так как нарушение его целостности и другие деформации могут привести к неисправностям датчика.
  2. Дополнительно потребуется осмотреть сам корпус датчика, а также зубчатый ротор. Наличие повреждений или присутствие металлической стружки также указывают на поломку датчика.
Читайте также:  Toyota curren : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка

Чтобы самому поверить датчик положения распредвала необходимо воспользоваться тестером/мультиметром. Обязательным условием перед проверкой является отключение зажигания. После можно начать отсоединение проводов от устройства. Зачастую проводка закреплена при помощи стандартных разъемов. Отключение производится посредством нажатия на специальный фиксатор-защелку колодки.

  • Далее необходимо изучить сам разъем. На таком разъеме должны присутствовать контакты: плюсовой контакт, минусовая «масса», контакт для передачи сигнала.
  • Затем необходимо включить зажигание, после чего вольтметром производится замер напряжения на плюсовом контакте датчика положения распредвала. Массу тестера нужно подключить к массе двигателя. Данный замер должен по напряжению быть аналогичным показателю напряжения на клеммах АКБ. В случае отклонений в показаниях напряжения сравнительно с питанием можно сделать вывод, что имеются неисправности в электрической цепи питания датчика положения распредвала.
  • Аналогичным образом производится замер напряжение на «массе» датчика. Напряжение на указанном контакте должно быть нулевым.
  • После необходимо выполнить подключение плюсового и минусового провода датчика. Средний контакт датчика подключается через тестер. Получается, одни щуп вольтметра прикладывается к сигнальному выводу датчика, а другой запитывается на вход в системе управления. Для решения такой задачи не редко сигнальный провод перерезается, а щуп мультиметра прикладывается к открытым проводам.
  • Затем двигатель прокручивается стартером. Рабочий датчик покажет напряжение, которое может колебаться от 0.4 до 5 вольт. Отклонения от указанных значений указывают на необходимость замены ДПРВ.

Чтобы самому заменить датчик положения распредвала потребуется отсоединить от него повода, удалить крепеж и вынуть устройство из посадочного места. Подключение исправного элемента осуществляется в обратном порядке.

Источник: http://KrutiMotor.ru/datchik-polozheniya-raspredvala/

Датчик положения распредвала. Принцип работы, диагностика

На любом четырехтактном двигателе полный цикл совершается за два оборота коленчатого вала – один раз поршень подходит к верхней мертвой точке в конце такта сжатия, второй раз – в конце такта выпуска.

Это позволяет на впрысковых моторах использовать в качестве опорного сигнала только момент отсчета от датчика положения коленчатого вала. При этом работа впрыска и зажигания называется нефазированной.

В момент конца выпуска происходит вторая (холостая) искра, а форсунка открывается дважды, часть топлива подается на открытый впускной клапан, часть – на закрытый.

Таким образом система впрыска упрощается, не теряя каких-либо реально ощутимых владельцем качеств.

Вместо индивидуальных катушек зажигания можно использовать пару сдоенных, как сделано на восьмиклапанных двигателях ВАЗ.

Если взять «Рено», то у них и на моторах с индивидуальными катушками зажигания оно не фазировано: катушки 1-4 и 2-3 цилиндров соединены по первичным обмоткам последовательно и срабатывают одновременно.

Но вот подача части топлива на закрытый впускной клапан в один «прекрасный» момент пошла вразрез с требованиями экологов: из-за плохой испаряемости бензина на холодном двигателе на прогреве приходилось увеличивать подачу топлива.

Даже эти миллилитры уже не вписывались в более жесткие экологические нормы, поэтому пришлось изобретать способ фазирования работы впрыска, чтобы топливо в цилиндр подавалось в момент такта впуска.

  А на моторах с непосредственным впрыском он должен происходить строго в один такт.

Как работает ДПРВ?

Датчик положения распредвала (сокращенно – ДПРВ) подает один импульс за один оборот вала. Поскольку распредвал вращается в два раза медленнее, чем коленчатый вал, то мы получаем точную метку, определяющую такт впуска на одном из цилиндров. При этом рассчитать момент впрыска для цилиндров ЭБУ впрыска может очень просто.

Предположим, что импульс от ДПРВ приходит после метки начала отсчета для первого цилиндра.

Тогда при получении сигнала ЭБУ производит подачу топлива в первый цилиндр, через половину оборота коленвала – в третий, при следующем проходе метки начала отсчета – в четвертый, еще через пол-оборота – во второй.

При этом импульс от ДПРВ является «справочным», так как все моменты впрыска все равно жестко привязаны к зубцам венца датчика положения коленчатого вала.

Ну а где находится датчик распредвала? На головке блока цилиндров или реже – на клапанной крышке, непосредственно у «своего» распредвала.

Реже датчик положения распредвала дает серию импульсов, определяющую начало нужного такта в конкретном цилиндре. На многих «Ниссанах» для первого цилиндра датчик подает один импульс, для второго – два, и так далее.

Но фазирование впрыска – это не единственное, за что отвечает датчик распредвала.

Поскольку ЭБУ впрыска может легко рассчитать временную задержку между моментом начала отсчета по ДПКВ и моментом получения импульса с ДПРВ, то появляется и возможность определения реального положения распредвала относительно коленвала.

Если на моторах без изменения фаз газораспределения это имеет чисто диагностическую ценность (проверка правильности установки фаз ГРМ), то на моторах с фазовращателями ДПРВ является важным элементом обратной связи, позволяющим контролировать работоспособность системы управления газораспределением.

Конструктивно ДПРВ может быть выполнен на основе индуктивного датчика или датчика Холла. Первый проще, поскольку это лишь обмотка вокруг магнитного сердечника.

Второй менее надежен и менее точен, зато подает на ЭБУ впрыска не синусоиду, амплитуда которой пропорциональна частоте вращения (что затрудняет обработку сигнала), а легко обрабатываемый «готовый» прямоугольный сигнал.

Там, где нет необходимости в точном определении положения распредвала, а важен сам факт определения нужного оборота, чаще всего используется датчик Холла.

Неисправности датчика положения распредвала

Основная неисправность датчика распредвала на основе эффекта Холла – это его физический отказ (самого чувствительного элемента или выходной схемы, формирующей прямоугольные импульсы).

У индуктивных датчиков происходит налипание микрочастиц стружки, возникающей при износе элементов газораспределительного механизма, на магнитный сердечник, из-за чего форма импульсов «размазывается», и они могут неправильно обрабатываться в ЭБУ впрыска.

Основные ошибки датчика распределительного вала по стандарту OBD-II:

  1. P0340 — Неисправность в цепи датчика положения распредвала
  2. P0341 — Неправильный показатель / не отрегулирован датчик положения распредвала
  3. P0342 — Датчик положения распределительного вала: низкий уровень сигнала
  4. P0343 -Датчик положения распределительного вала: высокий уровень сигнала
  5. P0344 — Неисправность датчика положения распредвала

Ошибка с кодом P0340 трактуется как признак чисто электрической неисправности, но на самом деле является наиболее общей: она вызывается и окислением контактов в разъеме, и растяжением цепи ГРМ.

На «цепных» моторах в большинстве случаев в этом не виноват датчик распредвала, признаки неисправности как раз указывают на «уход» меток.

Доводилось встречать машины, где эта ошибка после сброса возникала буквально через несколько минут, мотор трясло на холостых, ЭБУ фиксировал множественные пропуски воспламенения, но зато на высоких оборотах машина буквально «рвала из-под себя», что однозначно указывало на «запаздывание» распределительного вала впускных клапанов и как следствие – увеличенную фазу перекрытия. Из-за этого наполнение цилиндров на низких оборотах было недостаточным для нормальной работы двигателя, зато на высоких наполнение за счет инерции выхлопных газов и увеличенного времени перекрытия, наоборот, всасывал в цилиндры даже больше воздуха, чем ему было «положено».

Столкнувшись с проблемой из подобного «общего» ряда, стоит полагаться не на ее обозначение по стандарту OBD-II, а на процедуры направленной диагностики для конкретного автомобиля, так как разные ЭБУ впрыска фиксирует такие ошибки по разным причинам.

Ошибка P0341 указывает на более серьезные проблемы в моменте получения сигнала с ДПРВ относительно ДПКВ и уже однозначно может быть идентифицирована как признак проблем, не связанных с датчиком распредвала и его проводкой. Проверяем положение меток, на «бесшпоночных» моторах – выставляем распредвалы и коленвал специальными приспособлениями.

Зная, в какой момент на конкретном двигателе должен приходить сигнал от ДПРВ относительно момента отсчета по ДПКВ, на двухканальном осциллографе отклонение фаз увидим и без разборки.

Коды P0342/P0343 – это признаки отказа самого датчика распределительного вала или замыкания в проводке, реже – симптомы неисправности самого ЭБУ впрыска.

При этом «мозги» фиксируют при вращении двигателя постоянно низкий или постоянно высокий сигнал с датчика, который не меняется в зависимости от такта работы мотора.

При этом двигатель переходит на нефазированную работу впрыска и зажигания, что для водителя зачастую даже не заметно: расход горючего не меняется, приемистость остается прежней.

Код P0344 – симптом неустойчивого сигнала с датчика. Проблемы возникают из-за налипшей металлической стружки, окислен или разболтан разъем, изломлен провод от датчика до ЭБУ. На осциллограмме при этом видно «мусор» на сигнале.

Как проверить датчик распредвала?

Без осциллографа под рукой (здесь хватает возможностей простейшего китайского «конструктора» DSO-138) проверка возможна только базовая.

Контролируется состояние контактов в разъеме – плотность подключения, отсутствие влаги и следов окисления.

На работающем моторе можно использовать светодиодный пробник: на датчиках Холла он попеременно моргает красным и белым светодиодом с частотой, пропорциональной частоте вращения двигателя.

Если сигнал в таком виде доходит до разъема ЭБУ, то можно с достаточной уверенностью утверждать, что датчик и его проводка исправны.

Вас также заинтересует:

Стоит проверить установку фаз газораспределения, если зафиксированы ошибки из числа P0340, P0341. Сам датчик нужно извлечь и очистить от налипшей стружки, если она есть.

На ряде двигателей датчики положения коленчатого вала и распредвала унифицированы – можно в качестве диагностической меры поменять их местами. Если ошибка остается по распредвалу, то однозначно можно утверждать, что сам датчик абсолютно исправен.

Видео: Замена датчика положения распредвала

Источник: http://AvtoMotoProf.ru/obsluzhivanie-i-uhod-za-avtomobilem/datchik-polozheniya-raspredvala/

Ссылка на основную публикацию