Заз 965 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка

ЗАЗ 965 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка

Умелец Александр отреставрировал автомобиль ЗАЗ-965 своими руками, на все работы ушло порядка пяти лет, что самое интересное, Запорожец не пылится в гараже, владелец ездит на нём каждый день на работу и по делам.

Автор приобрёл себе ЗАЗ-965, 1969 года выпуска, после чего начался долгий процесс восстановления автомобиля. Весь Запорожец был полностью разобран, кузов полностью был зачищен до металла, не обошлось без сварочных работ: пороги, арки, углы крыльев пришлось варить.

  • ЗАЗ 965 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка
  • ЗАЗ 965 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка
  • ЗАЗ 965 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка
  • На шпатлёвку кузова ушёл почти год.
  • ЗАЗ 965 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка
  • Сделан капитальный ремонт мотора.
  • ЗАЗ 965 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка
  • ЗАЗ 965 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка
  • Электропроводка вся родная, всё работает, даже лампочка освещения моторного отсека.
  • ЗАЗ 965 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка
  • ЗАЗ 965 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка
  • Оригинальный топливный бак достать не удалось, пришлось сделать самодельный.
  • ЗАЗ 965 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка
  • Покрышки на Запорожце до сих пор ещё родные.
  • Салон полностью перетянули новой тканью.
  • Рулевое колесо пришлось полностью восстанавливать.
  • Всю подвеску пришлось перебрать.
  • Автомобиль поставлен на учёт в ГАИ, проблем с регистраций у автомобиля не было.

На реставрацию ЗАЗ-965 потрачено 3000$ и пять лет неспешной работы. Владелец регулярно ездит на своём любимце на работу и по своим делам.

Источник: www.abw.by

(2

Источник: http://sam-stroitel.com/restavraciya-zaz-965-24-foto.html

Эксперты "За рулем"

ЗАЗ 965 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка

Я и моя мама. Примерно 1966 год. Деревня Макарово Тульской области

Судьба этой машинки, на мой взгляд, была несчастной. Казалось бы, в эпоху сумасшедшего автодефицита любое самодвижущееся изделие должно было вызывать если не зависть, то уж точно не презрение. Но «Запорожцу», который позже назовут горбатым, почему-то не повезло. Самое мягкое прозвище было «Консервная банка».
Я это ощущал на себе как никто другой.

Потому что именно такую машинку мой папа купил летом 1965 года, а я тогда только что окончил третий класс. И насмешки в этом возрасте воспринимал очень болезненно. Ситуацию усугубляло то, что тот «Запорожец» просто фантастическим образом притягивал к себе все неприятности и постоянно ломался. А чинить его было практически негде…
Ни мама, ни бабушка покупать машину тогда не хотели.

Свой автомобиль, даже такой «несерьезный», тогда вообще был редким явлением. Однако добираться до дачи на электричке тоже было подвигом: поезда на Курском вокзале брали штурмом. Кстати, тогда повсюду царила шестидневка, поэтому родители приезжали на дачу поздно вечером в субботу, а в воскресенье с таким же трудом влезали в забитые до отказа вагон.

Почему так было – не знаю… Короче, примерно в 1963 году папа записался в очередь…

Московский автомагазин находился тогда на Бакунинской – крошечное помещение размером с современный гастрономчик. На стене были нарисованы три автомобиля – «Волга» ГАЗ-21 с ценником в 5602 руб, «Москвич-408» за 4511руб 27 коп и «Запорожец» за 2220 руб. Там же вывешивали номер очереди.

Моя дурная голова до сих пор держит в памяти наш номер – 1572! Там же продавали какие-то запчасти, умещавшиеся на одном прилавке. Я несколько раз самостоятельно совершал туда пешие походы, за что мне потом влетало: и далеко и, вообще, незачем! Но я ждал Машину.

Кстати, это был первый автомобиль отца – ему был 41 год.

ЗАЗ 965 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка

Это папа

Какой-то знакомый как раз в это время продавал свою «Победу» и предложил ее папе – за 3000 руб. Я, понятное дело, права голоса еще не имел, а семейный совет решил, что лучше пусть будет новенький «запорожчик», чем старая «победа» в непонятном состоянии.

Наверное, это было огромной ошибкой – не знаю…
Летом 1965 года я был с бабушкой на даче, когда неожиданно за калиткой что-то загудело. Приехали папа, мама и двое их знакомых. Но я смотрел только на синенький автомобильчик. Отец пустил меня в салон, и я долго трогал баранку, ручки и кнопочки из желтой пластмассы, до дыр изучив книжонку-описание.

Обивка сидений была какая-то тряпочно-кожаная – не знаю, как это правильно называлось тогда. Ей-богу, мне нравилось все!

ЗАЗ 965 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка

Это я, если кто-то не узнал 🙂

Мощность моторчика составляла 27 л.с., а марка бензина была А-72. По-моему, по 8 коп за литр. Подфарники, в отличие от прежних «запоров», перекочевали с верхней части крыльев под фары, заднее решето над номерным знаком исчезло.

Эмблема на капоте представляла стилизованную звезду, а надпись «Запорожець» содержало мягкий знак в конце! Это все я открывал для себя сам!
Глядя на древние фото сегодня, думаю, что сегодня такой облик машинки был бы вполне нормальным.

Если, конечно, не брать в расчет технические характеристики, которые начинались с первых звуков моторчика с воздушным охлаждением. Над этим смеялись все. Второй источник насмешки – смешная косолапая подвеска, у которой задние колеса подворачивались куда-то под брюхо.

Что-то похоже моя детская память фиксировала в те времена и на грузовых «татрах» – тогда их было довольно много…

Сверстники в школе не скупились на издевательские комментарии. Я парировал их тем, что именно у «Запорожца», мол, второе место по проходимости – после «газика»! Это я придумал сам, поскольку про независимые подвески и гладкие днища абсолютно ничего тогда не знал. Но массу машинки выучил – 665 кг!

ЗАЗ 965 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка

Переправа через Оку. На паром влетели с разгона…

Про экономичность не скажу ничего: просто не знаю…Но поехать на машинке все равно куда было высшим счастьем. Как мы вчетвером там умещались, объяснить не могу – тем более, что никакого багажника у нее не было. То, что находилось спереди, скрывало бензобак, запаску, инструменты – даже самый крошечный чемоданчик туда уже не влезал.

Впрочем, это не останавливало карикатуристов: они любили поиздеваться над заднемоторной компоновкой. Скажем, стоит в кемпинге ряд машин:  у всех открыты багажники, и все пассажиры дружно завтракают. И только у одной машины жующая компания сидит не сзади, а спереди…
Максимальное положение стрелки спидометра, которое я лично наблюдал, было примерно 105.

Но реальные скорости были куда ниже – примерно 70. А попытки обогнать нечто более высокого класса редко были удачными: не сговариваясь, обгоняемые водители нажимали на газ…
Дверки у машинки открывались не так, как у остальных, а назад – как у эмочки. Распахивались они чуть ли не на 90 градусов – при этом ограничителем служил какой-то убогий ремешок.

Свою убогость он однажды доказал на практике, когда к папе в машину подсел какой-то гаишник – подвези, мол. Конечно же, этот гад не удосужился закрыть дверь, которая вскоре распахнулась… Нет, в канаву никто не улетел, но кузов и сама дверь оказались помятыми.  Гаишник сказал что-то вроде «г…но машина» и отбыл восвояси…
Органы управления по простоте не имеют себе равных.

Абсолютно одинаковые рычажки-переключатели на торпедо управляли, соответственно, мигалками и дворниками. Хочешь повернуть налево – тянешь руку и переводишь рычажок влево… Кстати, одометр показывал пробег с точностью до сотен метров. А вот чем управлялся подсос, абсолютно не запомнил! Кажется, что-то было возле рычага ручника…
Свои первые в жизни метры за рулем я проехал именно на ЗАЗ-965А.

Мне было лет 12… Теоретически я, конечно, все представлял, но когда отец усадил меня за руль и сказал: «Поехали!», то я вдруг почувствовал, как дрожат коленки и трясутся руки. Мотор у меня, конечно, тут же заглох – тронулся раза с четвертого. На каждой кочке меня подбрасывало, после чего дрожащая нога сильнее нажимала на педаль… В общем, я проехал метров триста.

Читайте также:  Как проверить термостат на неисправности

Папа, я думаю, тоже натерпелся тогда страху.
Кстати, после «запорожца» я с удивлением смотрел на «мучения» водителей, вынужденных поддомкрачивать машину в разных точках, чтобы снять переднее или заднее колесо! У «Горбатого» все это было проще: ставишь домкратик посередке и машинка равномерно запрокидывается всем корпусом. Маленький кузов был жестким.
Про неприятности вспоминать не хочется.

Мелочей было полно: скажем, ветровое стекло все время протекало.

Изолента, тряпки – в ход шло все… Но каждый год у машинки ломалось что-то очень серьезное – то коробка передач, то кольца, то полуось… Несколько раз какие-то добрые люди влетали бедолаге в зад… (Сверстники, видя разбитую машинку, отреагировали так: дескать, консервную банку вскрыли!) А двигатель постоянно перегревался – доходило до того, что папа останавливался у колодцев и просто выливал на мотор несколько ведер воды. Кстати, я и сегодня не знаю, что нужно было делать. Но как выглядели сзади другие «запорожцы», прекрасно помню: почти у всех капот (сзади – это капот?) был приоткрыт с помощью какой-то распорки-деревяшки…
Самой дикой гадостью был ремонт. Отлично помню, как уже много лет спустя отец, проезжая до Дмитровскому шоссе мимо того места, где раньше обслуживали «Запорожцы», молча показывал кулак. Но сейчас плохое вспоминать не хочется.
Возвращаясь к престижности бедного «Запора», вспомню, как однажды мы с папой заехали за мамой в школу, где она преподавала английский. И так получилось, что заодно пришлось подвести директрису той же школы. Тетенька была очень добрая и вполне нормальная, но ее муж работал чуть ли не замминистра, а потому она привыкла как минимум к «Волгам». Сначала она мужественно молчала, но потом все-таки осторожно спросила:
– Владимир Петрович! А чегой-то она у вас так прыгает?
Отец вспоминал этот вопрос с неизменной улыбкой.
А финальную точку в общении с машинкой поставил… генерал. Отец почти всю жизнь прослужил в ЦНИИ МО на Чкаловской, где однажды и был остановлен важным генералом. Дело было на автостоянке. Вылезающий из служебной «двадцатьчетверки» генерал с неудовольствием заметил в ряду припаркованных машин нечто синенькое и горбатенькое, после чего лично подошел к отцу и в лоб спросил:
– Товарищ Колодочкин! Вы когда, в конце концов, нормальную машину себе купите? Не позорьте ВВС!
Примерно через полгода синенькая бибика была продана в Южном Порту за тысячу с хвостиком рублей какому-то гостю столицы. Помню, что отец просил полторы – тот согласился, но сказал, что с собой всей суммы нет и что он, мол, вышлет, как доедет… Что-то мне подсказывает, что отец рад был избавиться за любые деньги, а потому быстро дал себя уговорить, отлично зная, что никаких  дополнительных денег не получит.
А ВАЗ-2101, купленный в июне 1972 года, казался после «горбатого» инопланетянином из высокоразвитой галактики. Огромный багажник, комфортабельнейший салон, мощный и при этом тихий мотор… Возможно, что эти эпитеты сегодня покажутся смешными.

Но все познается в сравнении.

Источник: http://experts.people.zr.ru/2014/02/17/zaz-965a-neprestizhnaya-kosolapost/

Система смазки. Центрифуга ЗАЗ-965А и ЗАЗ-965АБ

 ЗАЗ-965(а/б) 22 июня 2010 Центрифуга является фильтром тонкой очистки масла. До центрифуги масло очищается только сеткой прием­ника масла. Чугунный корпус центрифуги установлен на передней шейке коленчатого вала, фиксируется на шпонке и крепится вместе с маслоотражателем специальным болтом.

Усилие затяжки болта 12 кгм. Через сверление в этом болте очищенное масло поступает в коленчатый вал, а из него в центральную масляную магистраль. ЗАЗ 965 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупкаЦентрифуга и передний коренной подшипник коленчатого вала 1 — крышка центрифуги (шкив), 2 — кольцо уплотнительное, 3 — гайка 4 — кольцо уплот­нительное, 5 — храповик, в — болт специальный, 7 — шайба, 8 — маслоотражатель, 9 — штифт, 10 — кольцо уплотнительное, 11 — корпус центрифуги, 12 — крышка шестерен газо­распределения, 13 — сальник, 14 — шпонки, 15 — опора подшипников, 16 — подшипник передний, 17 — коленчатый вал, 18 — кольцо упорное 19 — шайба упорная, 20 — шестерня ведущая газораспределения, 21 — шестерня ведущая балансирного вала; 22 — шестерня привода валика масляного насоса и распределителя зажигания, 23 — маслоотражатель. Стрелками указан путь масла.

Масло для очистки подается из масляного насоса по полости, образованной лыской на передней шейке коленчатого вала и на­бором шестерен, установленных на коленвале и уплотненных по торцам.

Крышка центрифуги из алюминиевого сплава является одно­временно шкивом привода вентилятора, крепится к корпусу гайкой усилием 3,5—4 кгм и уплотняется резиновым кольцом по контуру и шайбой под гайкой. Снаружи в болт крепления корпуса центри­фуги вворачивается храповик для проворота коленчатого вала вручную.

В процессе работы двигателя за счет центробежных сил от масла отделяется грязь и оседает на стенках, специальных при­ливах корпуса и крышки центрифуги. Поэтому центрифугу надо периодически очищать.

  • Очистку центрифуги производите следующим образом.
  • б)  включите первую передачу;
  • г)    отверните   гайку   крепления   крышки   центрифуги,   снимите прокладку, крышку центрифуги (следите за сохранностью резино­вого уплотнительного кольца);

а)  ослабьте натяжение ремня привода вентилятора и снимите его; в)  отверните храповик и снимите прокладку; д)  очистите от грязи и промойте крышку центрифуги и внутрен­нюю полость корпуса.

Сборку производите в обратном порядке. При установке крыш­ки 1 см рис. центрифуги необходимо обратить особое внимание на ее правильное положение относительно корпуса 11 — риска ВМТ на крышке должна совпадать с серединой выступа на кор­пусе, в противном случае это приведет к ошибке в установке за­жигания и неправильной регулировке зазоров между коромыслами и клапанами.

На двигателях последнего выпуска положение крышки относи­тельно корпуса фиксируется штифтом.

Необходимо также обратить внимание на правильную уста­новку резинового уплотнительного кольца (не допускать его по­вреждения и перекручивания).

Масляный радиатор включен в систему смазки параллельно, состоит из секций, омываемых воздушным потоком. Радиатор кре­пится на задней части картера, в развале цилиндров, и уплотняется торцами двух резиновых колец, одетых на трубки. Вентиляция картера осуществляется через сапун, установлен­ный слева на крышке распределительных шестерен.

В период эксплуатации необходимо следить, чтобы трубка не была забита грязью; в противном случае давление газов в кар­тере повышается, что может явиться одной из причин течи масла из-под уплотнений и прокладок двигателя.

Контроль за работой системы смазки производится с помощью датчиков давления и температуры масла. Датчик аварийного давления масла ММ-111 мембранного типа срабатывает при паде­нии давления в системе до 0,4—0,7 км/см2 Сигнализатором давления является фонарь (лампочка), уста­новленный на панели приборов. При включении зажигания лам­почка аварийного давления загорается, после пуска двигателя гаснет.

Горение лампочки на рабочих режимах указывает на неисправ­ность датчика или двигателя. В этих случаях дальнейшая эксплуа­тация, до обнаружения и ликвидации дефекта, недопустима.

Читайте также:  Infiniti qx50 i (2013-2017) : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка

Периодически рекомендуется вывернуть датчик и проверить давление масла по контрольному манометру.

  1. Давление масла при оборотах коленчатого вала в 3000 об/мин и температуре масла +80°С должно быть не менее 1,2 кг/см2.
  2. При монтаже и демонтаже датчика необходимо пользоваться торцовым ключом во избежание повреждения сигнализатора.

  3. Допускается недлительная езда, особенно в жаркое время года, при которой температура масла достигает 110°С.

Датчик температуры масла ТМ-101 установлен в передней части поддона картера Указатель температуры масла размещен на щитке приборов и указывает температуру масла в картере двигателя. Рабочая тем­пература масла 80—100°С.

Уход за датчиками заключается в периодическом осмотре креп­лений проводов, протирке от пыли и грязи.

Уровень масла контролируется по маслоизмерителю. Во время эксплуатации автомобиля уровень масла в картере двигателя нуж­но поддерживать вблизи верхней метки маслоизмерителя.

Излиш­нее количество масла в картере приводит к увеличению нагарооб-разования, закоксовыванию колец, забрызгиванию маслом свечей.

Категорически запрещается работа двигателя с уровнем масла в картере ниже нижней метки.

При проверке уровня автомобиль должен быть установлен на горизонтальной площадке.

Наиболее правильно проверять уровень масла через три-пять минут после остановки прогретого двигателя.

Вынув из трубки указателя уровня маслоизмеритель, протрите его чистой тряпкой, опустите на место, снова выньте и по положению масляной пленки, по отношению к меткам, определите уровень.

Заливайте в двигатель масло, только указанное в настоящем руководстве. Масло заливается через масляную горловину, распо­ложенную спереди двигателя.

При заливке рекомендуется пользо­ваться воронкой с мелкой сеткой

При смене масла сливайте его с прогретого двигателя через отверстие, расположенное в нижней части поддона, предваритель­но отвернув пробку и сняв прокладку.

При сливе масла нужно снимать крышку маслозаливной горловины.

После выпуска масла из картера рекомендуется, при обнаружении загрязнения, промыть систему смазки двигателя, для чего завернуть сливную пробку, залить 2—2,5 л масла В-3 (веретенное по ГОСТ 1707—51), вывер­нуть свечи и, пользуясь пусковой рукояткой в течение 1—2 мин, быстро вращать коленчатый вал. После этого промывочное масло слить из картера и залить 2,8 л чистого заправочного масла.

Система охлаждения двигателя — воздушная, осуществляется с помощью осевого вентилятора, отсасывающего воздух через дви­гатель в отверстие крышки моторного отсека. Правильная органи­зация потока воздуха достигается с помощью кожухов и дефлек-тирующих щитков.

  • Нормальное тепловое состояние двигателя при его работе в любое время года поддерживается автоматическим регулятором, установленным в крышке моторного отсека.
  • Радиальный зазор между рабочим колесом и направляющим аппаратом должен быть не более 0,25 мм.
  • Вентилятор с генератором в сборе крепится на цилиндриче­ской проточке крышки распределительных шестерен специальной лентой.
  • Внутренняя длина ремня 900 мм.

Осевой вентилятор состоит из направляющего аппарата, в ко­тором залиты лопатки и проточены постели для установки гене­ратора.

Генератор крепится к направляющему аппарату вентиля­тора тремя болтами. На валу генератора крепится рабочее колесо вентилятора. При снятии и постановке рабочего колеса необходимо избегать осевых перемещений вала генератора с тем, чтобы не повредить подшипников и обмотки генератора. Снимать рабочее колесо рекомендуется съемником (рис.

83), а при постановке — обязательно упереть свободный конец вала. Корпус направляющего аппарата имеет наружную эксцентрич­ную проточку, за счет которой поворот аппарата вокруг оси регу­лируется натяжением ремня привода. Для привода вентилятора применяется клиновидный ремень на анидном корд-шнуре.

Нормальное натяжение ремня определяется прогибом на 12— 15 мм под усилием нажатия большого пальца руки, приложенным в середине между шкивами. ЗАЗ 965 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупкаПроверка прогиба рем­ня вентилятора ЗАЗ 965 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупкаКрепление направляю­щего аппарата вентилятора

Натяжение ремня вентилятора следует проверять перед каж­дым выездом. Слабое натяжение ремня приводит к пробуксовке, вызывающей перегрев двигателя и недостаточную зарядку акку­муляторной батареи. Сильно натянутый ремень быстро изнаши­вается и вызывает преждевременный износ подшипников гене­ратора.

Регулировку натяжения ремня производите в следующем порядке: а) отпустите болт крепления направляющего аппарата вентилятора; втолкните пучок проводов к генератору в кожух и поворачивайте направляющий аппарат по часовой стрелке до тех пор, пока ремень натянется. При ослаблении натяж­ки ремня направляющий аппарат поворачивайте только против часовой стрелки, а пучок проводов вытягивайте из кожуха, чтобы не повредить наконечники проводов к генератору;

б) после регулировки и проверки прогиба ремня, затяните болт.

Уход за системой охлаждения состоит в проверке натяжения ремня вентилятора и содержания в чистоте межреберных про­странств цилиндров, головок и радиатора.

Необходимо  помнить, что двигатель  воздушного охлаждения

при подтеках масла быстро покрывается слоем пыли, которая, пригорая, образует теплоизоляционную корку, вызывает перегрев двигателя, потерю мощности и усиленный износ деталей. При обнаружении масла на выходе воздуха из вентиля­тора (отсосано с места под­текания) немедленно устра­ните течь.

Источник: http://carold.ru/articles/stati-avtomobili/12-zaz/zaz-965/207-151

Ремонт двигателя ЗАЗ-968м

ЗАЗ 965 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка

Классические «Запорожцы» модели ЗАЗ-968М когда-то пользовалось вполне заслуженной популярностью, так как были относительно доступными и просты в эксплуатации и обслуживании. Запчасти на него во все времена были недорогими, что существенно снижало расходы при устранении поломок. Двигатели МЕМЗ, которыми оборудовались «Запорожцы», имели небольшое количество деталей и несложную конструкцию. Поэтому их ремонт многие автолюбители выполняли, что называется, своими силами.

Многие проблемы с двигателем на ЗАЗ-968М возникали по причине того, что в этом автомобиле охлаждение было воздушным. Из-за чего, в жару силовой агрегат довольно часто перегревался.

Чтобы не допускать перегрева, рекомендовалось при езде на длинные расстояния периодически делать непродолжительные остановки, давая возможность двигателю остывать.

Хотя не всегда так получалось делать, и перегрев двигателя становился одной из самых распространенных причин поломок на «Запорожцах».

Начинать ремонт двигателя на Запорожце следует с его визуального осмотра, во время которого желательно выявить причину поломки. Разумеется, что для этого необходимо иметь некоторый опыт, а при его отсутствии лучше обратиться к профессионалам, к примеру с ресурса www.rastochka.spb.ru. Опытный мастер, может определить причину поломки по характерным признакам.

Часто ремонт двигателя ЗАЗ сводится всего лишь к покупке и замене, вышедшей из строя детали. Однако, бывают случаи, когда двигателю требуется капитальный ремонт. Эта процедура уже более хлопотна и затратна.

ЗАЗ 965 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка

Со временем на двигателе изнашиваются поршни и цилиндры. Изношенные детали меняют на новые. Цилиндры также растачивают до ближайшего ремонтного размера. Проводить такой ремонт гбц самостоятельно не рекомендуется, так как для этого нужно иметь специальное оборудование и, конечно же, опыт проведения подобных работ.

Кроме того, следует обратить внимание на шатуны. Следует замерять диаметры в нижних головках, а также их межосевые расстояния. Категорически запрещено менять местами крышки шатунов, и вообще, эти работы необходимо производить максимально внимательно. Не рекомендуется при замене пальцев оставлять старые втулки, их тоже необходимо менять на новые.

Очень важное значение для проведения качественного ремонта двигателя имеет правильный подбор деталей. Их необходимо сопоставлять между собой, к примеру, поршневые пальцы рекомендуют подгонять между собой при помощи весов.

Источник: https://autoclub-zaz.ru/3451-remont-dvigatelya-zaz-968m.html

На старте ретроралли: любимая советским народом «консервная банка» ЗАЗ-965

Нельзя говорить об эпохе олдтаймеров без упоминания советской классики. ВАЗы, ЗИМы, ЗИСы, «Победы» — о таких тачках рядовые граждане СССР могли только мечтать. А вот «Запорожец» стал первым действительно массовым авто.

Читайте также:  Volkswagen polo iii (1994-2001) : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка

Вслед за «инвалидкой» послевоенной Германии и родстером времен «общества изобилия» в Америке мы решили обратить взор на нечто более родное и поспешили «укомплектоваться» в «Запорожец».

Завелись, правда, далеко не с первого раза, долго дергали рычажок насоса, пустили в накат с горочки, крутили стартер. Старания все же увенчались успехом — «горбатый» весело затарахтел.

Не так давно ЗАЗ было принято ругать. Сейчас к нему относятся в большей степени как к дебюту массовой автомобилизации в СССР, свидетелю неоднозначной эпохи, нежели как к просто плохому авто.

Говорят, Хрущев — тот самый, который в 1956 году заявил, что о росте благосостояния советского народа должен сказать доступный всем автомобиль, после чего и начался выпуск модели, — уже в 1961-м самолично обозвал 965-й «консервной банкой». Эта же фраза в 1963 году прозвучала с экранов кинотеатров в фильме «Три плюс два».

Помните, как Андрей Миронов говорил: «О! Консервная банка системы „Запорожец”. Старье!»? Думаем, что те, кто придет на ретроралли 9 июня на площадки у Национальной библиотеки и около Дворца Республики, найдут в этой машине больше позитива.

Попробуйте воспринять

На самом деле довольно сложно ехать на «Запорожце» и не улыбаться. Это трудно объяснить: перемешиваются чувства легкой ностальгии по фильмам из телевизора и объективной реальности, в которой ЗАЗ недалеко ушел от мотоколясок.

Возможно, в свое время народный автомобиль был нужен, но сейчас рассматривать его в качестве личного авто без улыбки нельзя.

В глазах современника машина выглядит игрушечной: общий минимализм, тоненький руль, переключатели из потрескавшегося пластика, откидывающиеся сиденья без креплений и задний диванчик, на котором можно ехать только обняв колени. Да, внутри узко, шумно, неудобно, зато безумно интересно.

При общем аскетизме оформления приборной панели здесь есть все необходимое: спидометр, датчик уровня топлива, давления масла, одометр.

Чуть дальше — переключатели поворотников, стеклоочистителей с двумя скоростями, даже органайзер, кармашки в дверях, а для задних пассажиров — ручки, похожие на те, что свисают с поручней в автобусе. И главное — на этом можно ездить.

В салоне места маловато, особенно ноги не вытянешь — конструкция требует смещать их в центр салона. А иначе нельзя: мешает арка колеса. По этой же причине петли дверей перенесли к средней стойке, а не к передней.

Мучения инженеров

Думаю, все помнят и другие конструктивные особенности ЗАЗа. А именно размещение двигателя в задней части кузова, а багажника — в передней. На то было несколько причин.

Конструкторы сразу решили делать авто с задним приводом, в те времена переднеприводные машины были распространены в основном в Западной Европе, которая могла похвастаться хорошими дорогами. В 50—60-х большинство автомобилей имели двигатель спереди и задний ведущий мост.

Но Хрущев приказал создать доступный автомобиль, а следовательно, маленький, потому инженерам приходилось выкручиваться. Решением стала заднемоторная компоновка.

Ради экономии пространства придумали и консольное вывешивание ДВС за три точки на картере трансмиссии — сам он никаких опор или точек крепления к кузову не имел. Агрегат объемом 0,746 литра и мощностью 23 л. с.

мог разогнать кроху до максимальных 90 км/ч. За воздушное (не жидкостное) охлаждение отвечали «жабры» по обе стороны кузова и вентилятор, выдувающий нагретый воздух через отверстие под креплением номерного знака.

Все знают, что «горбатый» построили по образу Fiat 600. Но «итальянец» считался фастбэком с покатой крышей.

Советские инженеры пытались создать нечто максимально непохожее на Fiat, что было довольно сложно сделать в заданных технологических рамках микролитражки. Общий дизайн кузова схож, но только не трансмиссия, подвеска и точно не двигатель.

В итоге с конвейера сошел двухдверный седан с выпуклостью позади авто. Именно из-за горба выступающего моторного отсека ЗАЗ-965 и прозвали «горбатым».

Тут же, в левой части «подкапотки», предусмотрена специальная ниша. В нашем «Запорожце» она пустует, но напоминает о важной опции — отопителе. Да, «печка» не шла в стандартной комплектации, ее приходилось докупать.

Видимо, предыдущий владелец предпочитал не пользоваться заднеприводным авто заснеженными зимами. К сожалению, история старого хозяина неизвестна.

Мы знаем лишь то, что ЗАЗ оказался в коллекции в качестве подарка на день рождения.

Спереди прятался бензобак, запасное колесо, бачок стеклоомывателя, АКБ и — если повезет — багаж. Как дачникам удавалось уместить здесь все дары природы — загадка. Общий объем — 100 литров.

Просто сказка

Во время движения слышно все: как тарахтит двигатель, как шуршат колеса, как поют птички в лесу. Пассажирам явно приходилось общаться на повышенных тонах. Зато разгоняется машинка довольно бодро, и независимая подвеска колес не дает ударяться головой о потолок. «Представьте, что житель СССР пересел на „Запорожец” с телеги, — говорит механик.

— Это была просто сказка! Полюбили этот автомобиль не только за сам факт его существования. Сказалась и на тот момент европейская внешность, и простота ремонта, и высокая проходимость (опять же благодаря независимой подвеске). Если машина застревала в грязи советских дорог, ее без труда можно было вытолкнуть силами экипажа — весила она всего 665 кг.

Стоила относительно немало — примерно 20 средних зарплат или 1000 бутылок водки».

В нашем «Запорожце» беда с тормозами, периодически приходится задействовать ручник. Потому раскручивать мотор мы не стали. Просто неспешно катаемся. Тут нельзя не отметить легкость руля: гидроусилителя нет, а крутить баранку несложно — двигатель-то сзади, передняя часть легкая.

Наслаждаясь автопрогулкой по деревенским дорогам, механик вспоминает ту волну домашних Кулибиных, которую породил ЗАЗ-965. Точнее сказать, его поломки. Автомобиль оказался довольно малоресурсным, в нем постоянно что-то ломалось.

Говорят, вместе с новым «Запорожцем» счастливому обладателю доставалась инструкция, в которой не скрывалось, что обслуживание и ремонт авто проводятся собственными силами владельца. Чаще всего жаловались на мотор: он нередко перегревался из-за налипшего слоя масла и грязи.

А специализированных сервисов в стране не существовало.

— Сейчас в печатных изданиях пенсионеры делятся рецептами народных средств, молодые люди знакомятся на специализированных сайтах, — говорит собеседник. — Тогда здоровые мужики писали в газеты о своем опыте ремонта ЗАЗов, некоторые газеты благодаря этим письмам получили колоссальные тиражи.

Помню, советовали в случае трещины на лобовом стекле менять его на заднее — они были идентичными. Чтобы избежать перегревов, выдумывали какие-то проставки, сделанные из армейского ремня, в двигатель. Чтобы доехать до дома в критичной ситуации, советовали вставить галстук между ремнями.

Баек и способов ремонта в поле — тысячи…

Этот список универсальных рецептов можно продолжать еще долго: за 9 лет выпуска свет увидели около 322 тысяч экземпляров, каждый со своими историями. Думаем, 9 июня на площадках у Национальной библиотеки и около Дворца Республики будет что обсудить — как любителям «горбатого», так и скептикам.

NEW! Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

В меру новостей, в меру мемов и много веселья в нашем сообществе в VK

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Источник: https://auto.onliner.by/2018/03/18/zaz-23

Ссылка на основную публикацию