Range rover (iii) 2002–2012 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка

«Бэушный» премиум-автомобиль как кот в мешке, что ожидать от него — не знаешь. В современных реалиях подобные автомобили 4-6 лет от роду на 70-80% дешевле аналогичных новых.

Но их покупка, что бы ни говорили, очень дорогостоящая лотерея: в качества выигрыша победители за «копейки» получают отличное статусное авто, проигравшие же изо дня в день считают немалые расходы на ремонт своего приобретения.

range rover (iii) 2002–2012 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка

С владельцем автомобиля Range Rover, о котором пойдет речь, я познакомился в рамках «Спецкурса 4×4», на который он приехал совершенствовать свои навыки езды по бездорожью. Мое внимание привлек тот факт, что Владимир в отличие от большинства обладателей подобных машин использовал внедорожную составляющую своего Range по полной программе.

range rover (iii) 2002–2012 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка

«Машина не новая, совсем не из дешевых, если что случится — ремонт обойдется явно не в три копейки», — подумалось тогда мне. А Range тем временем продолжал штурмовать брод, поднимался по крутым склонам карьера, топтал глубокую песчаную колею на косогоре. И делал это весьма успешно.

range rover (iii) 2002–2012 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка

Мощный бензиновый мотор 4,2 литра, полный привод, пневмоподвеска и прочие атрибуты настоящего внедорожника успешно делали свое дело.

Когда программа «Спецкурса 4х4» завершилась, я поинтересовался у Владимира, каков подержанный Range Rover в повседневной эксплуатации, во сколько обходятся неизбежные в таком возрасте ремонты и обслуживание британского «премиума», о надежности которого сложено немало веселых анекдотов. Рассказ про реалии белорусской эксплуатации Range третьего поколения оказался весьма интересным.

«Этот Range Rover не первый, который мне довелось эксплуатировать, — говорит Владимир. — До него был Range Rover Sport, эксплуатацию которого я еще долго не забуду. Ту машину с турбодизелем 2,7 литра и пробегом 165.

000 километров я приобрел в Голландии. За 65.000 пробега натерпелся с ним по полной программе. Менял двигатель, радиаторы, гофры и едва ли не каждый месяц с не самыми лучшими эмоциями подводил баланс расходов на ремонт.

7000, 3000, 2700 долларов — это суммы из тех балансов.

range rover (iii) 2002–2012 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка

Из положительных эмоций — лишь воспоминания о комфорте, который в Range на голову выше не только «японцев», но и «немцев» вроде BMW X5, Mercedes ML и Audi Q7. Возможно, из-за комфорта я и обратил внимание на мой нынешний автомобиль, но уже с поправкой: никаких маленьких моторов и дизелей.

Нынешняя машина привлекла внимание интересной ценой — минус 10.000 долларов от рынка по факту на 2012 год, но поначалу смутила пробегом 239.500 километров за 5 лет.

Когда же выяснилось, что приобреталась она в Минске, эксплуатировалась в одних руках и обслуживалась на фирменной СТО, сомнения рассеялись.

Вдобавок прежний хозяин, к слову, снова купивший новый Range Rover, еще немного подвинулся в цене.

range rover (iii) 2002–2012 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка

После приобретения автомобиля никаких серьезных расходов не потребовалось. Устранил вмятину на капоте, доставшуюся от прежнего владельца, сделал ТО и начал ездить. Практически сразу почувствовал, какими разными могут быть автомобили одной марки. Большой Range — это яхта, Sport ему в подметки не годится. И для яхты нужен соответствующий мотор. Ягуаровский 4,2-литровый очень подходит.

Большая масса и мощный бензиновый мотор, естественно, подразумевают немалые расходы на топливо. Расход бензина у машины — 19-20 литров на «сотню» при езде в режиме Минск + МКАД, но они того стоят.

«Лежачих полицейских» в городе я в принципе не чувствую, на бездорожье, как вы видели сами, машина способна утереть нос даже Defender. Места в салоне более чем достаточно.

Уровень комфорта — как и положено настоящему Range Rover.

Без ремонтов, естественно, не обходится, но учитывая марку автомобиля, его пробег и нынешнюю интенсивную эксплуатацию, расходы можно отнести к незначительным. Самые существенные затраты за 4 года эксплуатации у меня были на замену блока управления ABS (700 у.е.

), замену баллонов подвески, одна из подушек лопнула после внедорожной езды в первый год эксплуатации (480 долларов передние, 560 долларов задние баллоны), 700 долларов отдал за новые ключи.

Кстати, на «Спецкурсе» дали дельный совет не опускать подвеску, пока не помоешь все как следует, иначе грязь наносит непоправимый вред пневмобаллонам.

range rover (iii) 2002–2012 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка

По собственной прихоти я еще перекрасил машину прошлым летом за 1100 долларов. Тогда же пришлось подварить одну из задних арок, где появилась сквозная коррозия из-за постоянного пескоструя и соли из-под колеса, и привести в порядок кромку стекла пятой двери. По большому счету это все крупные затраты за 4 года.

range rover (iii) 2002–2012 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка

Амортизаторы и подвеску проверяю на каждом ТО, которые предпочитаю делать у дилера. Пробег уже 357.000 километров, а после замены пневмоподушек подвеска в идеале. Амортизаторы, к слову, «родные».

Говорят, что у Range Rover еще возникают проблемы с компрессорами подвески, но меня сия участь миновала, так как замену компрессора сделал прежний хозяин перед продажей автомобиля. Цена вопроса сегодня — 700 долларов.

К чести местного дилера, персонал там подобран на 10 из 10, его квалификация стоимость работ оправдывает. А вот цены на запасные части, если нет акций и скидок, кусаются. На этом по возможности экономлю.

К примеру, передние тормозные диски ставлю оригинальные за 350-400 долларов пара. «Неоригинал» вдвое дешевле, но ходит тысяч десять — и снова замена. Колодки наоборот: разница в цене 4-кратная, а ходят 20.

000 километров и «оригинал», и «неоригинал». Зачем платить больше?

range rover (iii) 2002–2012 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка

На ТО привожу купленное на стороне масло (70 долларов) и фильтры (8-12 долларов), работы по замене на «Британии» обходятся чуть более миллиона рублей. Сам лишь «омывайку» заливаю.

range rover (iii) 2002–2012 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка

За 4 года эксплуатации машина не разочаровала ни разу. Было жесткое бездорожье, где во всей красе себя продемонстрировал Terrain Response, были поездки на 11.000 километров. Автомобилю все нипочем.

Глядя на нынешние цены, присматриваю аналогичную машину отцу, потому что в ней уверен.

Моя машина 2007 года и не доставляет особых хлопот, а образцы 2009-2010 годов, по словам тех, кто обслуживает подобные автомобили, еще лучше.»

range rover (iii) 2002–2012 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка

Рассказ Владимира об эксплуатации Range Rover 2007 г.в. оказался весьма оптимистичным, и дабы уточнить, так ли обстоят дела с аналогичными автомобилями у других хозяев, я обратился к продавцу запасных частей, специализирующемуся на британской марке, и на СТО (не дилерскую), ремонтирующую автомобили Range Rover.

В итоге выяснилось, что отсутствие серьезных неисправностей у машин с ягуаровскими бензиновыми моторами 4,2 и 4,4 л не разовый случай. Автомобили, выпущенные после 2006 года, на СТО заезжают в основном на регламентное обслуживание. «Пневма» на машинах выдерживает 8-9 лет, затем требуется замена подушек и компрессора.

Остальные элементы подвески выхаживают 80.000-100.000 км, причем даже у тех, кто и зимой предпочитает 20-дюймовые диски. Стоимость рычага, меняемого с шаровой, в районе 100 долларов, отдельно шаровая для второго рычага обходится в 55 долларов, сайлент-блок — 35-40.

Работы лучше проводить или на фирменной СТО, или там, где специализируются на Range Rover. 

При покупке автомобиля 3-го поколения лучше отдать предпочтение машинам 2009-2010 г.в. Особого внимания на них заслуживает редуктор заднего моста, который из-за очень быстрой езды может загудеть, а иногда и треснуть, пневмоподвеска и передние тормозные диски.

Рычаги подвески Range Rover и сайлент-блоки, как ни странно это звучит, лучше проверить на подъемнике, так как на ходу пневмоподвеска сглаживает все недочеты. Не будет лишним взглянуть и на тормозные диски — высокая масса в сочетании с мощными моторами и «горячими» водителями их не щадит.

В остальном же автомобиль нареканий не вызывает при условии, что вы купили его не на последние деньги и не в кредит, а расход 20 л/100 км вас не смущает.

  • Юрий ЛИХУТА Фото автора
  • ABW.BY

Найти и заказать необходимые б/у запчасти к Land Rover вы можете, воспользовавшись поиском сайта-агрегатора BAMPER.BY. Здесь собрано более 1.600 предложений для автомобилей этой марки от крупнейших белорусских поставщиков с фотографиями и ценой каждой детали. Поиск любой запчасти — в три клика.

Источник: https://www.abw.by/novosti/used_cars/187436

Неисправности Ленд Ровер

range rover (iii) 2002–2012 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка

Когда Ленд Ровер ломается, это всегда неприятно, ведь запчасти для такой машины не относятся к самым дешевым. Некоторые неисправности можно устранить легко и быстро, другие же требуют много времени и сил. В любых ситуациях лучше всего обратиться в технический центр LRService. Наши специалисты быстро проведут диагностику и ремонт, при необходимости.

Самые распространенные поломки Ленд Ровер

Даже самый дорогой и представительный автомобиль не застрахован от дефектов. У каждой марки Land Rover есть слабые места. Например, некоторые дизельные двигатели очень чувствительны к качеству топлива. Уязвимыми в Ренж Роверах считаются коробки передач и пневмосистема подвески.

Распознать неисправности Land Rover несложно, ведь эти машины оснащены световой индикацией. Она выводится на табло, и с ее помощью можно узнать о поломке какой-либо составляющей авто.

Самые частые неисправности двигателя Ленд Ровер таковы:

  • Разрыв резинового шланга наддува воздуха. Это уязвимое место практически у всех моделей таких машин. Чтобы избежать проблем, нужно своевременно менять шланг.
  • Поломки турбин.
  • Выход из строя катализаторов или кислородных датчиков.
  • Дефекты очистительной системы.
  • Ослабление натяжения цепи ГРМ.

Если вовремя проходить техническое обслуживание, и при появлении первых признаков поломки сразу же обратиться к специалистам – можно избежать множества более серьезных проблем.

Ошибки Ленд Ровер часто возникают и по другим причинам. Как правило, они бывают связаны с неисправностями:

  • Трансмиссии. На машинах этой марки установлена АКПП немецкого производства, долговечная и надежная. Чаще всего неполадки с ней возникают из-за перегрева масла – с такой ситуацией можно столкнуться при длительном простаивании в пробках.
  • Пневмобалонов системы подвески. С профилактическими целями во время каждого техосмотра они тщательно очищаются.
  • Самой подвески.
  • Электроники. В автомобилях Рендж Ровер все механизмы связаны между собой, и в случае ошибок в электронных системах может произойти полное блокирование всего транспортного средства.

Владельцы разных моделей могут сталкиваться и с другими проблемами, которые не могут решить самостоятельно. Например, когда в Ленд Ровер не открывается дверь или бардачок. Нередко пользователи сталкиваются и с другой неприятностью – ошибка Land Rover «вода в топливе».

В любых ситуациях не стоит паниковать и пытаться решить проблему самостоятельно. При возникновении проблем с Ленд Ровер сразу же обращайтесь к специалистам нашего технического центра. У нас работают настоящие профессионалы, которые знают все о возможных поломках машин этой марки, их причинах и способах устранения.

Мы гарантируем эффективные профилактические и ремонтные работы с полным восстановлением вашего авто.

Источник: http://www.LRservice.ru/info/461-neispravnosti-lend-rover

Основные неисправности Range Rover

Начнем с самого страшного ДВС Range Rover.

Бензиновый ДВС надувной 4,2 («СУПЕРЧАРДЖ») — самый надежный ДВС из всей линейки представленных на моделях Ленд Ровер, его простота обуславливается наличием мощного и надежного нагнетателя, который позволяет развить достаточный надув, а так же отсутствием сложных механизмов газораспределения (муфт VVT) , что снижает вероятность на отказ. В свою очередь единственный недостаток – большой расход бензина 25-30 л на 100 км. Распространенные неисправности : отказ подкачного дополнительного эл. насоса для охлаждения нагнетателя, а так же наличие подсосов воздуха в впускной системе.

Что касается бензинового Рендж Ровера 4,4л – достаточно надежный ДВС, единственной возможной серьезной наработкой на отказ — приходится встречаться с неисправностью муфт VVT установленных на распредвалах, это достаточно сложные элементы. При замене целесообразна замена управляющих эл.

Читайте также:  Range rover sport (i) 2005–13 : обслуживание, эксплуатация, поломки, ремонт, выбор и покупка

гидроклапанов и комплекта цепей и натяжителей (будет крайне обидно после проведения сложных работ спустя 5000 км пробега обнаружить выход из строя этих элементов и снова делать ту же работу).

Причиной преждевременного выхода из строя может послужить несвоевременная замена масла ДВС и перегрев ДВС.

Дизельный ДВС 3,6 л с двумя турбинами за все время зарекомендовал себя как самый надежный и всех дизельных ДВС линейки Ленд Ровер. Самые типичные неисправнсоти – это необходимость замены турбины, которые по определению имеют ограниченный ресурс.

С наступлением 2010 года эти двигатели сменили соответственно надувной 5.0 и атмосферный 5.0, в обоих ДВС присутствуют муфты газораспределения VVT, что увеличивает вероятность на отказ в работе ДВС. К сожалению встречаются неисправности натяжных элементов цепей газораспределения, самих муфт VVT. 

Новый дизельный ДВС 4,4 л сменивший 3,6 л – показывает себя на достойном уровне, огромный крутящий момент 720 н/м, в придачу умная 8-ступенчатая АКПП делает его крайне экономичным (по городу не выходит за 13 л на 100 км) а по разгонным характеристикам он практически не уступает 510 л.с. сильному 5.0 бензиновому ДВС с надувом. В начале 2010 – 11 годах наблюдались некоторые неисправности коллекторов – которые по ряду причин «лопались».

АКПП, как основной агрегат системы трансмиссии —  является основном узлом претерпевающим изменение моментов передаваемых усилий , при неправильной эксплуатации, или при условии заложенного дефекта на заводе, АКПП может проявлять симптомы неисправности в виде несвоевременного переключения передач, дерганий, пробуксовок, ударов. При данных симптомах АКПП подлежит ремонту или замене. В сервисе LR-Prime производится диагностика и ремонт АКПП, что значительно дешевле замены на новую АКПП. 

При эксплуатации автомобиля рекомендуется плавное ускорение, при низких температурах необходимо дать возможность нагреться маслу АКПП (первые 10 минут езды после запуска ехать медленно),  периодически осматривайте нижнюю часть автомобиля на предмет посторонних течей.  На Рендж Ровер АКПП- немецкого производителя ZF, статистика наработки на отказ достаточно низкая, в редких случаях проявляется на 80000-10000 км, более чаще встречается на пробегах 180000-200000 км.

Не забывайте что на Рендж Ровер адаптивная система управления АКПП, и она адаптируется под конкретную манеру вождения, если а/м эксплуатируют разные водители с разными манерами вождения, то системе свойственно подстраиваться под стиль вождения, из-за чего возможны некоторые «глюки» в управлении АКПП.

В отдельных случаях уместно производить сброс адаптационных настроек с помощью компьютера, при наличии обновленных версий программного обеспечения необходимо проводить обновление.

Следует помнить, что при наличии заложенного дефекта в АКПП сброс адаптаций или обновление программного обеспечение ускорит его проявление.

Турбина дизельного ДВС 4,4 л и 3,6 л- агрегат который по определению имеет ограниченный ресурс. Причины выхода из строя различны.

При бережной эксплуатации турбина ходит 180000 – 20000 км, при ненадлежащем соблюдении регламентов ТО  срок службы турбины сокращается. Рекомендуется создавать эффект турботаймера – т.е.

иметь привычку перед остановкой ДВС, дать 20-30 секунд поработать на холостых и потом только глушить.

Устанавливать эл. систему турботаймера не рекомендуется т.к. возникает много «заморочек» по обходу противоугонной системы – и требуется глубокое вмешательство в эл. схемы штатных систем а/м.

Чаще менять воздушный фильтр – это уже упоминалось. Своевременная замена масла – даже не обсуждается. Периодически,  при очередном ТО запрашивать у мастера проверок на обновление программного обеспечения управления ДВС, при наличии обновлений, обязательно закачать новый софт.  Т.к.

параметры программ управления постоянно анализируются и усовершенствуются инженерами завода изготовителя. Старайтесь избегать длительного простоя а/м, (более 15 суток) т.к.

возможно закисание приводного механизма турбины, вследствие чего потребуется проведение профилактических работ, а в некоторых случаях и замена турбины. В таких случаях рекомендуется периодически запускать ДВС, т.к.

при запуске происходит самокалебровка приводного механизма, о чем можно попросить ваших знакомых оставив ключи от а/м. Для профилактики таких случаев просите мастера произвести смазку привода турбины(путем напыления из баллончика).

Пневмобалоны системы подвески, наиболее часто выходят из строя передние – комбинированные с амортизатором. Для профилактики преждевременного выход из строя рекомендуем на каждом ТО производить чистку как передних так и задних пневмостоек.

Печка вебасто (Webasto) на Рендж Ровер крайне актуальна для дизельных ДВС, (дополнительный обогреватель работающий на топливе), наиболее часто встречающаяся неисправность.

При низких температурах ее бесперебойная работа крайне актуальна для облегчения пуска дизельного ДВС и поддержания его необходимого температурного режима.

Следует понимать, что 75% износа ДВС приходится на холодные  пуски, поэтому предварительный прогрев системы охлаждения дизельного ДВС не только облегчает запуск ДВС, но и увеличивает ресурс ДВС.

Причины неисправности печки вебасто многообразны, которые несут характер сбоя программного обеспечения модуля управления, а так же механические неисправности.

Особенность управления печкой вебасто заключается в том, что при низком уровне дизтоплива в баке, система блокирует работу печки вебасто, чтобы снизить расход топлива и тем самым позволить а/м дотянуть до заправки.

При последующем наполнении бака система управления печкой вебасто не разблокируется, в связи с чем, требуется подключение диагностического оборудования с последующей разблокировкой. Поэтому не доводите уровень топлива в баке до загорания индикатора  в условиях низких температур.

На ряду со сбоями модуля управления, наиболее частая причина неисправности печки вебасто– это засорение свечи розжига (форсунки, горелки), сопровождающееся повышенной задымленностью, перегревом свечи и ее механическим разрушением. В связи с чем, требуется замена этого узла.

Источник: https://service-landrover.ru/informaciya/stati-land-rover/osnovnye-neispravnosti-range-rover/

Range Rover VOQUE

Вог был куплен с пробегом 198000км, сразу после продажи Ренжа предыдущего поколения. Про уровень комфорта этого автомобиля писать не буду, это лишнее, так как Ренж Ровер, — это образец комфорта.

Цели и условия эксплуатации остались те же — ежедневные поездки по городу Москве, минимум раз в месяц по межгороду на расстояние в 500км в один конец и рыбалка несколько раз в год летом с элементами езды по бездорожью и поездки за грибами в жопы мира. Выбирал не очень долго, в Москве есть из чего выбирать, предложений полно.

Много экземпляров полудохлых, но ухоженных тоже немало. Естественно их отличает ценник, но не редко и трупы выдают за живых и пытаются продать за дорого. Я нашел приличный вариант по средней цене, с полной историей и в полной комплектации, с сервисной книжкой, ключами и тд.

В машине было куда приложить руки и денежные средства, но все же затраты не виделись глобальными. На диагностику при покупке не гонял, о чем впоследствии сильно не жалел, но были нюансы. 

Дня через два загорелся джекичан, поехал на диагностику. Причина была плевая — сдох лямдазонд, но диагностика выявила ошибки по ваносам. Проблема мне известная, но она несколько иного рода оказалась. Ваносы были свежепоменяны, о чем свидетельствовали документы из сервиса, но не были поменяны цепи.

Из-за них-то ошибки по неверным углам и горели, при этом мотор работал исключительно ровно и тихо, без провалов и т.п. Принял решение поменять все  цепи, натяжители и прочие расходники. Отслюнявил сервисменам чуть больше 20тр за работу и зч, я избавил автомобиль от ошибок. Лямда зонд тоже был поменян.

Поездил еще недельку-другую, все нормально, все работает, съездил в Львов, никаких сюрпризов. По традиции решил поставить ГБО. По скольку двигатель бээмвэшный и достаточно капризный, тщательно выбирал производителя системы. Остановился на BRC. 60тр, 2 дня без машины и система установлена.

До наступления зимы в эксплуатации не было никаких проблем.

Зимой, как и многих владельцев данного автомобиля с этим мотором, начались проблемы с перемерзанием системы ВКГ. В итоге пришлось искать решение по восстановлению работоспособности обогревателя трубок ВКГ.

Оригинальная конструкция весьма недолговечна, так как вся схема находится внутри обогревателя и подвержена постоянному перегреву, в результате чего ломается, трубки не греются, конденсат стекает в клапан и там благополучно замерзает.

Товарищ спроектировал и реализовал альтернативную систему управления и все стало работать как надо. Потом потек радиатор. Изучение истории автомобиля показало, что его меняли раз в полгода, а то и чаще! Стал разбираться.

Оказалось при замене радиатора ни разу не меняли крышку расширительного бачка, ну и не посчитали нужным при установке радиатора поставить все его опоры. Все было сделано как положено собственными руками, а попутно были уложены все трубки в свои штатные места. До этого все болталось как попало.

Весной загнулась АКПП. До меня её не вскрывали, а пробег все-таки немаленький. У коробки ZF 5НР24 выпуска до 2003 года есть болезнь — слабый турбинный вал. Он просто перетирается стопорным кольцом. С 2003 года ставились усиленные валы и с ними этой проблемы уже не было. АКПП была полностью откапиталена за 80тр.

Летом, как водится, съездил на рыбалку и стало совершенно понятно, что данный автомобиль не очень подходит для таких мероприятий. Нет, если не макать его в топь и не прыгать по бревнам, то все нормально, легкое бездорожье он терпит, но все-таки не покидает ощущение, что ему «больно» от всяких попадающихся корней деревьев и прочих препятствий.

На старом Пегасе я такое просто не замечал, а тут приходится ехать крадучись. После активного отпуска провел ревизию подвески и поменял задние развальные тяги, передние стойки стаба и верхние шаровые. Последние можно было не менять, но так, на всякий случай.

Когда все это менялось до меня — неизвестно, так как за 4 года истории на неофициальном сервисе данных о ремонте подвески нет.

Вог — это чуть больше, чем паркетник, но гораздо меньше чем полноценный внедорожник, которым без сомнений является Пегас Р38.(Мой отзыв об этой чудной машине есть на сайте). Зато по трассе Вог выше всяких похвал — тихо, комфортно и совершенно не устаешь.

Постоянно приходится следить за скоростью, она растет сама по себе, её не замечаешь. На любых скоростях стоит на дороге как на рельсах. Пневма рулит. Динамика вполне приличная, хорошо. Ну может быть коробка немножко тугодумная, ну самую малость. Кстати, после замены ДМРВ ситуация улучшилась.

Деталь копеешная, а влияет на работу автомобиля серьезно. Расход топлива достаточно серьезный: город-герой Москва с его мертвыми пробками высасывает из бака примерно 26-27 литров на сотню. На трассе при скорости 120-140 15-16л. Газа на 20% больше, как и положено.

Вообще 120 на нем по трассе ехать тяжело — начинаю засыпать. Я бы назвал комфортной скоростью на трассе 150-160. Тут, конечно, расход будет побольше. Зимой существует проблема с замерзанием замков передних дверей после мойки. Это известная проблема БМВ Х5.

Вообще Вог впитал в себя все болячки Х5, только некоторые из них приняли более яркий окрас из-за большего веса машины (проблема с турбинным валом АКПП) и большим подкапотным пространством (перемерзание клапана ВКГ).

Отдельно хотелось бы остановиться на навигационном оборудовании. Все стоит от Х5 е53, но используются другие протоколы, поэтому апгрейд навигационного блока от БМВ не подойдет.

Это означает, что придется пользоваться древней картой навигации, а карта новее будет пониматься блоком, но список стран закончится Нидерландами. Можно извратиться и все-таки выставить Россию, но карта все равно старая и малоинформативная.

Читайте также:  Seat - обслуживание, эксплуатация, поломки и ремонт, выбор и покупка

Есть возможность выкинуть CD блок навигации МК-3 и поставить DVD блок МК-4, тогда все будет работать. Мне это не особо нужно и я не стал менять. Цена вопроса 15 000руб.

Год эксплуатации и пройденные 40ткм показали, что автомобиль достаточно надежный, но были конструктивные недостатки и косяки сервисменов, которые пришлось исправлять. В целом я машиной доволен но, хочется лучших внедорожных качеств. Буду продавать.

Примерные вложения:

  1. ГБО — 60 000
  2. Замена цепей ваноса — 24 000
  3. Ремонт АКПП — 80 000
  4. Замена переднего сальника раздатки — 1 000
  5. Замена радиатора — 8 000
  6. Замена крышки расширительного бачка — 1 000
  7. Замена свечей зажигания — 6 000
  8. Замена катушки зажигания — 1 500
  9. Замена клапанных крышек с втулками — 3 000
  10. Замена доп насоса печки — 2 700
  11. Замена поводков дворников — 3 500
  12. Замена всех тормозных дисков и колодок — 13 500
  13. Замена задних амортизаторов — 3 000
  14. Замена задних развальных тяг — 5 000
  15. Замена передних стоек стабилизатора — 3 000
  16. Замена верхних шаровых — 3 000
  17. Замена роликов натяжителя приводного ремня — 4 700
  18. Изготовление альтернативного блока управления подогревом ВКГ — 2 000
  19. Замена моторчика очистителя правой фары — 6 000
  20. Замена лямда-зонда — 1 500
  21. Замена клапаан ВКГ — 3 500

Итого: 235900.

Я понимаю, цифра не маленькая, но многое можно было не делать. Я люблю, чтобы все было в идеале, поэтому у меня не стоит вопрос менять изношенные тормозные диски или проточить их — я их меняю. Точно так же и начинающий подпаривать амортизатор тоже идет на свалку вместе со своим вполне рабочим напарником.

Источник: https://avtomarket.ru/journal/Land_Rover/Range_Rover/28434/

Типичные поломки Range Rover

Автомобили Рендж Ровер позиционируются и являются полноценными внедорожниками. Они имеют повышенный ресурс и рассчитаны на долгие годы службы. Тем не менее можно выделить ряд типичных неисправностей (поломок), характерных для автомобилей Range Rover.

ДВС

Рэнж Ровер оснащается как бензиновыми, так и дизельными силовыми агрегатами. При этом современный двигатель 4.2 литра с нагнетателем, работающий на бензиновом топливе, считается самым надежным в линейке ДВС Рэнж Ровер.

Качество и бесперебойность работы мотора обеспечивается вмонтированным в конструкцию нагнетателем с высокой мощностью. Кроме того, в бензиновом двигателе 4.2 литра установлен цепной газораспределительный механизм, за счет чего срок службы ДВС значительно увеличивается.

Главным же минусом мотора Range Rover можно считать большое потребление топлива. На практике этот показатель при скоростной езде может доходить до 30 литров бензина на 100 километров пути.

Типичными для бензинового мотора поломками являются:

  • неисправности бензонасоса;
  • появление воздушных пробок в системе подачи топлива;
  • выход из строя отсечного клапана картерных газов, что приводит к попаданию масла в цилиндры.

Бензиновые двигатели объемом 4.4 литра также пользуются популярностью среди ценителей моделей Range Rover. Качество сборки и высокие мощности позволяют владельцу модели не отвлекаться на различные мелкие поломки и некорректную работу систем ДВС.

Однако из-за внедрения в конструкцию мотора сложных механизмов изменения фаз газораспределения муфт VVT, монтирующихся на распредвалах, могут возникнуть поломки. Сами муфты предрасположены к быстрому износу именно из-за большого количества мелких элементов в составе конструкции.

Менее всего склонен к поломкам дизельный силовой агрегат 3.6 литра. Он комплектуется двумя турбокомпрессорами, за счет чего развивает высокий тяговый момент во всем диапазоне оборотов на любом бездорожье.

Единственными минусами мотора считаются частые замены турбокомпрессора, который может выйти из строя по следующим причинам:

  • заклинивание тяг регулировки геометрии;
  • нарушение регламента замены масла;
  • коррозия стыковой поверхности выпускных коллекторов и ГБЦ вследствие высоких рабочих температур.

Более современные наддувные 5.0 и атмосферные 5.0 моторы, которыми комплектуются разные модели Range Rover с 2010 года, считаются максимально надежными. Эти ДВС оснащаются механизмами изменения фаз работы распредвала новой модели, потому имеется меньший риск отказа мотора.

Однако следует отметить, что цепи так называемого бесшумного типа подвержены достаточно быстрому и сильному износу из-за конструктивной недоработки натяжителей и башмаков натяжителей. Если своевременно не выполнить замену цепей, то это приведет к выводу из строя муфты фаз газораспределения. Симптомами износа является стук и лязганье, особенно во время холодного пуска.

Трансмиссия

Автоматическая коробка переключения передач — важнейшая деталь трансмиссии. Именно с АКПП связаны все типичные поломки трансмиссии Рэнж Ровер. На автомобилях этой марки устанавливаются коробки производителя ZF (Германия), поэтому эксплуатационные характеристики у нее отличные.

Однако из-за сильно увеличенного регламента замены масла для сокращения расчетной стоимости обслуживания нередки случаи выхода АКПП из строя. Симптомами неисправности являются рывки при переключении и ошибки на панели приборов.

Согласно статистике сервисного центра «ЛР-Экспресс», чаще всего некорректная работа коробки передач наблюдаются на пробеге в 200 тысяч километров. Крайне редко проблемы с АКПП начинаются уже после первых 80 тысяч километров пробега.

Пневмобаллон системы подвески

На Range Rover плавность движения и большие ходы подвески, существенно увеличивающие дорожный просвет, обеспечивают пневматические подушки, которые заменяют обычные пружины подвески. В составе каждой подвески (как передней, так и задней) есть пневмобаллон, который считается самым слабым элементом всей ходовой части автомобиля. Чаще выходят из строя именно передние баллоны.

Чтобы отсрочить необходимость замены этих деталей, специалисты «ЛР-Эксперт» рекомендуют во время каждого ТО чистить все элементы подвесочной части от битумных, песочных и иных отложений, скапливающихся на рабочей поверхности прилегания пневмоподушки.

Расходные материалы

Даже такой надежный и мощный автомобиль, как Range Rover, крайне зависим от качества используемых расходных материалов. На каждом ТО необходимо проверять не только масляные и воздушные фильтра и менять их, но и уделять внимание обновлениям ПО мотора.

К тому же стоит знать, что производитель не рекомендует простоя автомобиля на протяжении более двух недель из-за высокого риска окисления коллектора. Поэтому нужно создавать все условия для того, чтобы мотор машины работал хотя бы раз в неделю по полчаса.

В случае внезапных поломок Range Rover целесообразно обращаться к квалифицированным специалистам, которые обслуживают исключительно премиальные внедорожники. Поэтому сервисный центр «ЛР-Эксперт» станет тем местом, где грамотно, быстро и качественно разберутся с любой поломкой и предотвратят дальнейшее более плачевное развитие событий.

Подробнее о ремонте Range Rover здесь: lr-expert.ru/model/range-rover/

Источник: https://autosiga.ru/avtomobili/2551-tipichnye-polomki-range-rover

RANGE ROVER эксплуатация и ремонт

На вторичном рынке можно встретить эти автомобили как сделанные в 90-х годах, так и машины сошедшие с конвейера лет тридцать назад, ведь впервые Range Rover появился аж в 1970 году.

Официально компания Land Rover выпускала свой самый престижный внедорожник как в 3-, так и в 5-дверном варианте (последний появился только в 1983 году), однако в России короткобазные автомобили вы встретите нечасто. Если люди и покупают старый «Рейндж», то стараются взять более удобный вариант с пятью дверьми.

И правильно делают – Range Rover, пусть даже и подержанный, должен быть полноценным автомобилем, а не выглядеть каким-то обрубком (кстати, отсутствие задних дверей не делает внешний вид «короткого» Range Rover уж очень спортивным).

На нашем вторичном рынке сейчас уже почти не встретишь автомобили в более-менее приличном состоянии выпущенные в 70-80-е года. Поэтому лучше сразу обращать свой взор на Range Rover первого поколения сделанные в 90-х годах.

Причем, самым идеальным вариантом будут машины 1994-96 годов, которые официально назывались Range Rover Classic (их делали параллельно с новым Range Rover). Подобные автомобили имели очень богатое оснащение.

Однако нужно сразу сказать, что покупая старый «Рейндж» гнаться за всевозможными «наворотами» не стоит, так как они способны доставить целый ворох проблем. Так многие Range Rover последних годов выпуска оснащались знаменитой пневматической подвеской (она появилась еще в 1992 году).

Так вот, эта система, которая обеспечивает потрясающую плавность хода, частенько ломается. Обычно это происходит из-за проблем с электрикой (например, из-за выхода из строя какого-нибудь датчика положения колес). Но помимо датчиков сломаться может компрессор подвески, один из четырех пневмобаллонов и пр.

В общем, пневматическая подвеска серьезно увеличивает и без того немалую стоимость эксплуатации Range Rover. И покупая этот автомобиль к серьезным затратам нужно быть готовым с самого начала (это касается даже тех машин, которые не имеют пневматики).

Принято считать, что кузов Range Rover вечный и с ним ничего не случится даже через 100 лет, так как он алюминиевый. Это все враки.

Да, действительно, наружные кузовные панели Range Rover сделаны из «крылатого металла», однако владельцы старых автомобилей сделанных компанией Land Rover прекрасно знают, что железо их внедорожников прекрасно разрушается. Правда, это бывает только в тех местах, где алюминий контактирует с обычной сталью.

Там происходит процесс окисления, а алюминий начинает покрываться своеобразной белой накипью — запущенных случаях он становится мягким и даже крошится! Вылечить окисленные участки металла можно и самостоятельно, но лучше это делать в мастерских Land Rover, которые обладают специальными материалами.

И еще запомните, что задняя дверь сделана из обычного металла, и она очень быстро начинает покрываться коррозией. По словам владельцев Range Rover, иногда даже возникает ощущение, что этот элемент кузова специально ржавят уже на заводе.

Кроме того, алюминиевый кузов имеет еще вот какой недостаток – в случае ДТП восстановление «железа» будет довольно сложным делом, а порой и вовсе невозможным.

Покупка же новых деталей, даже не оригинальных, обойдется в большие суммы, а на «разборках» приличное железо для первого Range Rover встречается редко. Иногда можно услышать рекомендацию в случае необходимости замены бампера покупать не стандартный, а стальной тюнинговый.

Совет, конечно, хороший, но нужно сразу предупредить, что «грамотный» бампер стоит около $1 тыс. Помимо самого тщательного осмотра кузова надо проверить и геометрию рамы (сама по себе рама почти вечная, хотя в особо тяжелых случаях бывает, что она уже серьезно проржавела).

Одной их фирменных болезней Range Rover является проблема с электрикой. Неприятности с электрооборудованием могут быть не только из-за каких-нибудь поломок, но и из-за сложностей с диагностикой (особенно тяжко тем, кто живет в небольших городах).

Дело в том, что до 1998 года на Range Rover устанавливали электронную систему Magnetti-Marelli, а не привычную Bosch. И поэтому «прочитать», что же случилось со старыми Range Rover, можно только на сервисах специализирующихся на английских внедорожниках.

Первое время Range Rover оснащался только одним двигателем. Это был бензиновый V8 объемом 3,5 л. со сдвоенными карбюраторами, который выдавал 128 л.с. и 258 Нм. (этот мотор, кстати, был создан компанией Buick). Сейчас встретить в продаже автомобили с данным силовым агрегатом практически нереально, да и смысл приобретения такого раритета сомнителен.

Разве что для коллекции. Однако если кто-то и предложит 128-сильный Range Rover, то знайте, что карбюраторы здесь очень капризные и к настоящему моменту многие из них уже не поддаются регулировке. Новые купить можно, но их цена будет очень большой – даже дороже, чем приобретение полноценной системы впрыска. И еще. 3,5-литровый двигатель требует примерно 22-25 л.

Читайте также:  Троит двигатель: причины поломки и методы ее устранения

на каждые 100 км.

В 1985 году 3,5-литровый двигатель получил систему впрыска, в результате чего мощность выросла до 168 л.с. Однако и этот мотор в силу своей старости уже не самый лучший вариант. А вот машины сделанные после 1989 года (они уже встречаются на рынке почаще) имеют агрегат объемом 3,9 л. (182 л.с.), компанию которому чуть позже составил 4,2-литровый движок (202 л.с.).

Именно автомобили с двумя последними моторами и стоит покупать, если есть большое желание иметь Range Rover. На «Рейнджи» устанавливали еще и дизели. Они бывают объемом 2,4 л. и 2,5 л. (оба мощностью 114 л.с.). Покупать Range Rover оснащенный 2,4-литровым двигателем разработки итальянской компании VM настоятельно не рекомендуется.

Это связано как с не самой высокой надежностью дизеля, так и с огромными проблемами с его ремонтом (как его чинить знают немногое, запасные части достать очень сложно, да и цена на них высокая). Что касается 2,5-литрового дизеля (так называемый «трехсотый» мотор), то он очень хороший и его устанавливали также на Land Rover Discovery II.

Покупка «Рейнджа» с таким движком это большая удача для поклонников модели.

Бензиновые двигатели объемом 3,9 л. и 4,2 л. считаются надежными. Они способны работать по 300-400 тыс. км. не требуя вообще никакого внимания. Но порой силовые агрегаты Range Rover требуют серьезного ремонта уже через 100-120 тыс. км. (хотя такое происходит нечасто).

Обычно приходится чинить мотор из-за появившегося люфта распредвала, хотя после исправления этой врожденной болезни проблема исчезает навсегда. Помимо риска серьезной поломки двигателя владельцы Range Rover должны быть готовы к выходу из строя всевозможных навесных агрегатов, датчиков и так далее. А стоят они немало.

Отметим еще и блок управления двигателем, который до 1989 года был, скажем так, неудачным. Он частенько ломается, что проявляется нестабильной работой мотора, большим расходом топлива, потерей мощности.

А если еще прибавить к затратам на периодическое обслуживание и ремонт двигателя деньги на бензин, то в итоге получается, что только на один силовой агрегат ежегодно будет уходить целая куча средств. Range Rover выпускавшийся в 70-80-х годах имел 4- или 5-ступенчатую «механику» или 3-ступенчатый «автомат» производства Chrysler.

Однако в 1985 году появилась самая распространенная на сегодняшний день 4-ступенчатая АКП от ZF. Все коробки передач устанавливаемые на Range Rover считаются достаточно надежными и в общем и целом беспроблемными. Хотя если автомобиль имеет уже приличный пробег, то тогда в «автомате» может будет нужно менять промежуточный вал трансмиссии и шестерню входного вала «раздатки».

Кстати, механическая коробка передач устанавливаемая на Range Rover в 90-х годах считается более капризный, чем АКП. В частности, в ней уже к 120-150 тыс. км. нередко нужно менять синхронизаторы (первым признаком их износа является плохое включение задней и пятой передачи), а чуть попозже наступает черед вторичного вала.

Ну а если «механика» совсем умерла, то тогда мастера советуют искать хорошую подержанную коробку с гарантией. А вот за что любят Range Rover, так это за его отменную проходимость, которая обеспечивается в первую очередь постоянным полным приводом, наличием межосевого дифференциала и понижающей передачи.

Увы, но даже в системе полного привода компания Land Rover не смогла добиться 100% надежности. На подержанных автомобилях нередко подтекают уплотнения промежуточного вала «раздатки», которые без снятия коробки поменять невозможно. Поэтому многие водители не обращают на течи большого внимания – надо следить лишь за тем, чтобы уровень масла был в норме.

Кроме того, не вечны и остальные элементы полноприводной трансмиссии, такие как межосевой дифференциал, крестовины кардана и пр. Для более длительной работы системы полного привода мастера советуют никогда не буксовать без включения блокировки межосевого дифференциала, так как в противном случае наступает масляное голодание сателлитов дифференциала раздаточной коробки.

И в результате этот самый дифференциал ломается! Однако повторим еще раз – полный привод работает отлично, позволяя автомобилю проезжать по тем местам, которые можно по праву назвать бездорожьем.
Достаточно уверенно водитель себя чувствует не только вне дорог, но и на ровном асфальте. Правда, примерно до скорости в 150 км/час – быстрее двигаться на этом автомобиле неприятно.

Но не надо это воспринимать как недостаток Range Rover. Подобный минус характерен для всех больших внедорожников. Если за ходовой следить, то с ее надежностью особых проблем не будет, разве что пневматика способна вытянуть из кошелька значительные средства (об этом уже говорилось).

Еще хлопот способно доставить рулевое управление – на многих Range Rover первого поколения течет редуктор гидроусилителя. Чтобы выявить причину поломки редуктор надо обязательно разбирать, так как сами сальники виноваты далеко не всегда. Range Rover является очень престижным автомобилем, имеющим свою неповторимую ауру. Кроме того, Range Rover это чуть ли не единственный в мире внедорожник, который одновременно сочетает в себе потрясающую проходимость и очень высокий уровень комфорта. Однако покупатели должны знать, что Range Rover, особенно подержанный, способен серьезно потрепать нервы своему владельцу. И к периодическим поломкам нужно быть готовым с самого начала. Именно поэтому брать Range Rover на последние деньги категорически воспрещается.

  • ПОКУПКА ПОДЕРЖАННОГО RANGE ROVER NEW (P38А)
  • ПОКУПКА ПОДЕРЖАННОГО RANGE ROVER III (L322)
  • ПОКУПКА ПОДЕРЖАННОГО RANGE ROVER SPORT (L320)

Источник: https://www.info-myauto.ru/news/2011-08-30-396

Неисправности Range Rover 2002-2009 гг. — проблемы у Land Rover

04.11.2015 9728

Автомобили Range Rover известны своим качеством и надежностью. Тем не менее, владельцам необходимо знать с какими наиболее распространенными неисправностями узлов и агрегатов они могут столкнуться, а также о симптомах этих неисправностей.

Проблемы передней подвески

Передняя подвеска Range Rover имеет надежную и эффективную конструкцию, рассчитанную на много лет безупречной работы. Однако необходимо учитывать, что именно передний мост воспринимает не себя основной вес автомобиля, что в сочетании с отечественными дорожными условиями может приводить к проблемам. Вот основные из них:

  • Износ шаровых опор – проявляется стуком. Замена одной из опор возможна отдельна, другая опора меняется только совместно с рычагом.
  • Выход из строя тяг переднего стабилизатора. Основной симптом – стуки.
  • Неисправность пневмобаллонов, связанная с появлением трещин. Пневмоподвеска работает с нарушениями, появляется индикация «AIR SUSPENSION INACTIVE». Замена пневмобаллона выполняется совместно со стойкой.
  • Износ стойки или выход из строя ее верхнего опорного подшипника. В обоих случаях замене подлежит весь комплект. Проявляется неисправность стуками.
  • Выход из строя подшипников передних ступиц – проявляется характерным гулом. Одна из редких неисправностей.

Проблемы задней подвески

Задняя подвеска имеет намного меньше характерных неисправностей. Это связано, прежде всего, с меньшими эксплуатационными нагрузками.

Основные неисправности задней подвески:

  • Износ скользящих шарниров. Проявляется характерным скрипом.
  • Износ шаровой опоры регулируемой тяги, который характеризуется люфтом. Замена шаровой опоры выполняется в комплекте с тягой.
  • Трещины задних превмобаллонов, проявляющиеся некорректной работой системы пневмоподвески. Данная неисправность встречается достаточно редко и в данной ситуации необходимо срочно обращаться в центр по ремонту пневмоподвески Рендж Ровер.

Неисправности системы рулевого управления

Рулевое управление имеет ключевое значение для безопасности вождения. Поэтому к любым тревожным симптомам необходимо относиться предельно внимательно.

Чаще всего можно столкнуться со следующими проблемами:

  • Стуки в рулевой рейке, свидетельствующие о ее критическом износе. Вопреки распространенному заблуждению, регулировкой устранить эту проблему Range Rover невозможно. Ремонт заключается в замене рулевой рейки.
  • Износ рулевых тяг, проявляющийся наличием люфта и характерными стуками.
  • Затрудненное вращение рулевого колеса. Как правило, это говорит о необходимости замены насоса ГУР. Еще одной причиной проблемы может быть выход из строя блока BCU, который также подлежит замене.
  • Поломка механизма вертикального перемещения рулевой колонки. Чаще всего возникает в результате неаккуратного обращения, когда водитель опирается на рулевое колесо при посадке и высадке из авто.
  • Выход из строя моторов осевого и вертикального перемещения рулевой колонки. Нередко проблема бывает связана с засыханием смазки в моторах, если водитель редко пользуется регулировкой.

Неисправности трансмиссии

Трансмиссия Range Rover очень редко доставляет проблемы автовладельцам. Один из основных проблемных узлов на автомобилях 2002-2004 с двигателем 4,4 л – шлицевое соединение карданного вала и переднего моста. Менять приходится обе детали в комплекте. Основную сложность представляет замена редуктора.

Неквалифицированное исполнение может привести к его поломке. На более поздних моделях нет необходимости в замене редуктора, достаточно поменять его фланец (поставляется в виде отдельной запчасти) и карданный вал.

Обязательным является использование только специального масла и обращение в надежный автосервис Range Rover.

Иногда неисправности могут возникать на приводных валах переднего моста. О наличии проблемы говорит появление масляных следов на пыльниках. В данном случае причиной может быть выход из строя как самих пыльников, так и хомутов.

При поворотах может слышаться характерный стук в ШРУС переднего моста. Ремонт заключается в замене деталей.

Выход из строя АКПП

Поломка АКПП грозит довольно сложным и дорогостоящим ремонтом. Нередко приходится менять не только саму коробку, но и гидротрансформатор. Сократить затраты на ремонт может использование АКПП, восстановленных на заводе-производителе.

Автоматические коробки Range Rover являются необслуживаемыми. Это означает, что производитель не требует выполнять замену масла в течение всего срока службы АКПП. Тем не менее, на основе практического опыта обслуживания автомобилей этой марки, можно рекомендовать замену масла с периодичностью 60-70 тысяч километров пробега.

Неисправности двигателя

На Range Rover 2002-2009 года устанавливались три основные модификации силовых агрегатов:

  • двигатель BMW 4,4 л (только с 2002 по 2004 год);
  • двигатель 4,2 л;
  • бензиновый двигатель 4,4 л и дизель 3,6 л на автомобилях после 2005 г.

Двигатели, устанавливаемые на Range Rover после 2005 года, не имеют каких-либо значительных характерных проблем.

В силовом агрегате объемом 4,2 л возможно появление нескольких характерных неисправностей:

  • Выход из строя дополнительного насоса системы охлаждения, что не позволяет нормально прогреть двигатель. Также подобный симптом возможно при поломке термостата;
  • Выход из строя регулятора давления топлива, о чем может свидетельствовать появление соответствующих ошибок;
  • Неисправность топливного насоса. Главный симптом – падение давления в топливной системе.

Больше всех проблем может доставить двигатель 4,4 л, устанавливаемый с 2002 по 2004 год.

Достаточно характерной неисправностью для этих силовых агрегатов является растяжение цепи ГРМ, которое приводит к выходу из строя механизма. Симптомом растяжения цепи является появление характерных шумов.

Шумы и стуки, на практике нашего сервиса Рендж Ровер, также могут свидетельствовать о проблемах в механизме изменения углов открытия/закрытия клапанов.

Довольно характерной неисправностью этого двигателя является выход из строя термостата с датчиком. При этом мотор либо глохнет, либо не заводится. Параллельно с этим сгорает предохранитель на 30 ампер, что может создать весьма существенную дополнительную проблему.

Дело в том, что при недостаточно квалифицированном ремонте часто ограничиваются заменой предохранителя без устранения основной неисправности. Результатом становится выгорание всех подкапотной проводки.

Также к разряду сравнительно частых неисправностей двигателя можно отнести:

  • поломки топливного насоса;
  • выход из строя клапана пускового подогревателя или дополнительного насоса системы охлаждения;
  • поломки генератора.

Назад к списку

Оцените стоимость

по WhatsApp

Источник: https://rovercity.ru/articles/rasprostranenne_neispravnosti_range_rover_2002-2009/

Ссылка на основную публикацию